Субъекты и виды права собственности на землю

Понятие право собственности на землю

Формы земельной собственности.

Понятие собственности на землю и другие. Природные ресурсы применяются в экономическом и юридическом аспекте.

Как экономическая категория собственность на природные ресурсы возникла задолго до появления государства и права. Представляя собой, общественное экономическое отношение по поводу присвоения, собственность на природные ресурсы выступает в определенной форме, содержание которой зависит от господствующего в данном обществе способа производства, уровня и потребностей развития материальных и производительных сил.

В качестве юридической категории собственность на землю и другие природные ресурсы возникает вместе с появлением государства и права и представляет собой результат закрепления правовыми нормами экономических отношений по их владению, пользованию и распоряжению.

Право собственности на землю и другие природные объекты можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах.

В объективном смысле право собственности на землю и другие природные ресурсы представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения собственности и образующих правовые институты собственности в соответствующих природоресурсным отраслях права. (Например, институт права собственности на землю - институт земельного права, институт права собственности на водный объект - институт водного права и т.д.).

Право собственности на землю можно рассматривать как субъективное право в виде совокупности и правомочий собственника на владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами. В случае нарушения субъективного права собственника оно независимо от формы собственности защищается законом в принудительном порядке. Согласно Конституции РФ защищается равным образом частная, государственная, муниципальная формы собственности (ч.2, ст.8).

Особенностью права собственности на землю в России является то, что виды прав на землю определены в законодательстве по субъекту. Конституцией РФ (ст. 9) установлено, чтоземля может находиться в частной, муниципальной и государственной собственности.

Таким образом, определен круг субъектов, обладающих правом собственности на имущество, а также установлено, что в зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю,

Субъект права собственности на землю — это лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение земельным участком на основании закона. Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом. К субъектам правовых отношений, связанных с возникновением права собственности на землю, относятся также лица, вступающие в отношения по поводу приобретения этого права. Граждане и юридические лица как субъекты объединены содержанием права частной собственности на землю, которое им предоставлено законодательством.

Субъектами права государственной и муниципальной собственности являются государственные и муниципальные территориальные образования:

- Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

- участие перечисленных субъектов в отношениях по поводу собственности на землю следует отличать от их роли в управлении земельными ресурсами.

В первом случае (через соответствующие государственные органы) они выступают в качестве сторон в договорах купли-продажи или аренды земельного участка, которые регулируются гражданским законодательством.

Во втором случае данные субъекты выполняют установленные законодательством функции по контролю за рациональным использованием земельных ресурсов, организации землеустройства и т. д. Органы государственной власти и управления и муниципальные органы осуществляют управление и распоряжение землями, нахо­дящимися в государственной и муниципальной собственности.

Право частной собственности служит для удовлетворения интересов собственников - граждан и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность на землю обеспечивает интересы больших групп людей: народа Российской Федерации в целом: населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации; лиц, проживающих на территории муниципального образования.

Частная собственность на землю может быть индивидуальной и коллективной, принадлежать гражданам и юридическим лицам. Закрепляя и гарантируя права граждан, Конституция РФ предусматривает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. В индивидуальной частной собственности граждан могут находиться земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей, предпринимательской деятельности, иных, не запрещенных законом целей.

Наряду с индивидуальной частной собственностью на землю граждан действующее законодательство предусматривает также общую долевую собственность на землю с определением для каждого собственника конкретной земельной доли и общую совместную собственность без определения земельных долей собственников. Общая собственность на землю граждан имеет место в случае, когда при реорганизации колхозов, совхозов, приватизации государственных сельхозпредприятий трудовые коллективы этих хозяйств принимают решения о переходе соответственно к общей долевой или общей совместной собственности на землю. Общая совместная собственность устанавливается на земли крестьянских (фермерских) хозяйств, земли общего пользования садоводческих товариществ, животноводческих, дачных, гаражных кооперативов.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на землю зависят от того, находится ли земля в собственности гражданина, юридического лица или государственного или муниципального территориального образования.

Государственная собственность на землю существует в двух формах:

1) федеральной собственности РФ в целом и 2) собственности субъектов РФ - республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов. Разграничение государственной собственности на федеральную и собственность субъектов РФ отнесено Конституцией РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. «Г» ст.72).

Муниципальной собственности на землю и другие природные ресурсы, принадлежащие административно-территориальным единицам: районам, городам, сельским и другим населенным пунктам. Она получила правовое закрепление и урегулирование в соответствии со ст. 29 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями на 17 марта 1997 г.). В соответствии со ст. 40 данного закона органы местного самоуправления, руководствуясь федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования.

Содержание права собственности на землю. В соответствии с ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Таким образом, владение, пользование и распоряжение - это неотъемлемые составляющие (или правомочия) одного права - права собственности.

Основной смысл каждого из этих правомочий является общим для всех видов имущества, а значит, и для имущества земельного. Земельное законодательство ввело нормы, определяющие специфику реализации этих правомочий в земельных отношениях. Поэтому вслед за определением правомочия далее разговор пойдет о том, как они могут быть реализованы именно собственниками земли.

Правомочие владения дает возможность обладать землей на основании закона: т. е. числить ее и на балансе, определять земельный участок как часть своего хозяйства, просто "иметь" его в наличии.

Кроме того, собственник на основании этого права может требовать возврата земли из любого незаконного владения. Например, это может быть арендодатель, которому арендатор не возвращает земельный участок после истечения срока аренды.

С правомочием владения тесно связано другое правомочие — пользование.

Пользование дает возможность извлекать из земли ее полезные свойства.

И в отличие от иных видов имущества, возможные варианты, использования которых определяют сами собственники, пользование земельным участком, точнее сказать, виды пользования перечислены земельным законодательством.

Правомочие распоряжения проявляется в том, что собственник по своему усмотрению может продать, подарить, обменять, завещать, сдать в аренду, заложить земельный участок, т. е. на основании и в порядке, предусмотренном законом, определить его судьбу.

Ограничения права собственности на землю и другие природные ресурсы, вызванные ограниченностью их в природе и незаменимостью в процессе хозяйственной деятельности, подразделяются на постоянные и временные.

К постоянным ограничениям правомочий собственника относятся предусмотренные законодательством обязанности:

1) соблюдать требования рационального использования и охраны земель;

2) сохранять экологическую обстановку в процессе их использования;

3) не нарушать своими действиями прав и законных интересов других собственников, пользователей, арендаторов земель;

4) выполнять особые условия использования особо охраняемых территорий, охранных зон;

5) вести строительство в соответствии со строительными нормами и правилами, с соблюдением проектов планировки и застройки.

Ограничениями прав собственника является право государства в лице его компетентных органов на принудительный выкуп земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд, на исключение деградированных сельхозугодий и загрязненных земель из хозяйственного оборота с сохранением их за собственником.

К числу временных ограничений правомочий собственника земли относятся:

1) строгое целевое использование земельного участка;

2) возможность совершения сделки купли-продажи участка, занятого в сельскохозяйственном производстве, при условии сохранения его целевого назначения. В противном случае только при наличии на то решения органа исполнительной власти субъекта РФ (в соответствии с Указом Президента РФ "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27 октября 1993 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: