Темы докладов. Занятие 1. Общество как объект философского анализа

Занятие 1. Общество как объект философского анализа.

Литература

Основная

Алексеев П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: Проспект, 2010. – 588 с.

Канке В.А. Общая философия науки: учебник / В. А. Канке. – М.: Омега-Л, 2009. – 354 с.

Светлов В. А. Философия /В.А. Светлов. – М.: Питер, 2011. – 304 с.

Философия: учебник для вузов / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М.: Проспект, Изд-во Моск. ун-та., 2010. – 670 с.

Философия науки: учебное пособие для вузов / под общ. ред. А. М. Старостина, В. И. Стрюковского. – М.: Академцентр, Дашков и Ко, 2009. – 367 с.

Дополнительная

Баксанский О. Е. Когнитивные науки: от познания к действию / О. Е. Баксанский, Е. Н. Кучер. – М.: Эдиториал - УССР, 2005. – 187 с.

Будущее науки в XXI веке: Следующие пятьдесят лет / под ред. Дж. Брокмана; пер. с англ. – М.: АСТ, Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. – 255 с.

Вальяно М. В. История и философия науки: учебное пособие / М. В. Вальяно. – М.: Альфа – М., ИНФРА – М, 2012. – 208 с.

Лебедев С. А. Понятие науки / С. А. Лебедев //Философия: университетский курс. – М.: Академический Проект, 2003. – 480 с.

Лебедев С. А. Уровни научного знания / С. А. Лебедев // Вопросы философии. – 2011. – № 1. – С. 62-75.

Левин Г. Д. Три взгляда на природу теоретического и эмпирического знания / Г. Д. Левин // Вопросы философии. – 2011. – № 2. – С. 104-114.

Основы философии науки: учебное пособие для вузов / под ред. С. А. Лебедева. – М.: Академический Проект, 2005. – 544 с.

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник послевузов. проф. образования / под ред. В. В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006. – 639 с.

Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки: учебник / Е. В. Ушаков. – М.: Экзамен, 2005. – 528 с.

Фейерабенд П. Наука в свободном обществе / П. Фейерабенд; пер. с англ. – М.: АСТ АСТ Москва, 2010. – 378 с.

Фролов И. Т. Этика науки: проблемы и дискуссии / И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. – М.: URSS, 2009. – 251 с.

Черникова И. В. Типология науки в контексте современной философии науки / И. В. Черникова // Вопросы философии. – 2011. – № 11. – С. 71-78.

Этика науки: [ сб. ] / отв. ред. к.ф.н. В. Н. Игнатьев. – М.: ИФРАН, 2007. – 141 с.

Тема 12. Социальная философия и философия истории (4 часа)

1. Понятие «общество». Гражданское общество, нация, государство.

2. Природа и общество: от эволюции к коэволюционному взаимодействию.

3. Основные сферы общественной жизни (экономическая, социально-классовая, политическая и «духовная»), их взаимосвязь.

4. Роль идей в обществе. Общественное сознание и его структура.

· Проблемы формирования экологического сознания.

· Нравственные идеи и идеалы, их роль в социальном прогрессе.

· Религия как форма общественного сознания, ее социальные функции.

Приступая к подготовке к семинару по социальной философии, студент в рамках первого вопроса должен, прежде всего, уяснить, что содержание термина «общество» в современной научной литературе несколько размыто и неопределенно. Поэтому студенту предлагается сравнить философское понятие общества (как обособившуюся от природы часть материального мира) от социально-политических терминов типа «государство», «нация» и пр.

Успешное усвоение материала второго вопроса требует понимание того факта, что историю человечества можно рассматривать как историю взаимодействия природы и общества, выделив в ней четыре этапа: присваивающей экономики, производящей экономики, промышленной экономики и этап «коэволюционного взаимодействия». Студенту необходимо подумать над вопросом: как изменялась взаимозависимость природы и общества в каждый из этих периодов, особенно – в настоящее время.

Изучение третьего вопроса предполагает осознание системного характера общества, элементами которого, по Марксу, являются «сферы общественной жизни». Студент должен понять, какую роль играет каждая из сфер в жизнедеятельности общества, акцентировав внимание на их взаимосвязи.

При подготовке к четвертому вопросу студенту необходимо вспомнить, что в отличие от природы общество, как часть материального мира, включает в себя не только материальные, но и духовные процессы, составляющие духовную жизнь общества. Особое внимание рекомендуется уделить общественному сознанию как совокупности идей, взглядов, теорий и пр. Необходимо помнить, что общественное сознание имеет сложную структуру. Студенту следует уяснить содержание таких понятий как «уровни» общественного сознания (обыденный и теоретический) и «формы» общественного сознания (право, политика, мораль, искусство, религия, философия и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: