Государство – это определенная система органов управления и принуждения, распространяющая свою власть, отделенную от самого народа, на определенную территорию

После того, как произошла трансформация, развитие органов государственного управления пошло по 2 направлениям:

1) Перераспределению функции. Перераспределение функций происходило между органами управления общинами государства. То есть между главой общины, советом знати и собранием общины. Мы наблюдаем тенденцию, что идет усиление власти правителя и знати. И некоторое ослабление народного собрания. Функции, которые связны с регулированием государственный отношений переходят к совету знати от собрания. Потому что: 1) В этот период появляется защитное вооружение. Вооружение тяжелого пехотинца дорого, не каждый общинник может его купить. Раз тяжелое вооружение, то прежний способ воевания в тяжелом вооружении не удавался. Бой происходит уже фалангами. Дружинникам это оружие было не по карману. Это применялось к дружине правителя. Правитель вооружает их. Дает им содержание. Для воевания сомкнутым строем нужны тренировки. А для общинника это неприемлемо. А дружинники могли этим заниматься. Это приводит к тому, что в мелких конфликтах, нет необходимости собирать общинное ополчение. Воевала еще знать. Они участвовали в этих мелких конфликтах. Общинное ополчение стало созываться реже. А это привело к снижению воли общинного ополчения. Раз снижается роль общинного ополчения, то это вдет к снижению роли народного собрания. 2) Создание административного аппарата управления. Этот административный аппарата управления не был связан с общиной. В данный период сложилось ранняя монархия. Правителю нужны было эти разные функции управления выполнять. Одному человеку это сложно. Эти люди начинают набирать себе штат помощников для выполнения функции. Эти люди подчинены данному должностному лицу. Он их назначает и смещает. Таким образом, появляется новый аппарат управления, основанный не на выборном, а на назначаемом аппарате. Появляется с органами управления общины государства появляется административный аппарат управления.

Органы управления общины Административный аппарат
1) Должности выборные. Долгое время сохраняется выборность правителя из рода правителя 2) В общине, исполнение функций управления является безвозмездным. Занимать должность в общине считалось честью. 3) Для того чтобы занять должность в общине нужно было иметь определенное происхождение. Происхождение имело очень большое значение. На должности могли претендовать только граждане и не все. Бедные граждане не могли занимать должности. Это приводит к тому, что все первые гос-ва складываются с аристократическим полит. Режимом. Должности занимали только знатные люди. В Афинах демократия установилась, в результате вековой борьбы общинников. 1) Назначения начальником. 2) Исполнение функций управления является возмездным. Крупные и средние чиновники получали землю во владение за службу. Средние и крупные чиновники + паек. Мелкие чиновники не могли работать одновременно работать и обрабатывать землю. Ока они на службе находятся у них земля есть. 3) Социальное происхождения значения не имело. Главное чтобы человек был свободным. Это приводит к тому, что когда правители начинают набрать штат работников, то они начинают набирать из своих родственников. Проблема в том, что знать не заинтересована в усилении власти правителя. Им нужны не неограниченный правитель. А просто сильный правитель. Они не хотят быть слугами. Этот источник служилых людей был не выгоден, поэтому они берут из чужаков людей. Потому что: 1) В административном аппарате главное не происхождение, а что умеет человек. 2) Преданность правителю. У знати с преданностью правителя была напряженка. У чужих был правовой статус был низкий. Поэтому, чтобы стать «человеком», нужно было выслужиться перед правителем. Раз они чужаки, то у них нет своей земли. Пока они находятся на службе, у них земля. Поэтому они заинтересованы в служении, чтобы их не изгнали с земли. Они были заинтересованы в усилении силы государства. Когда правитель становится неограниченным, то чиновник тоже становятся на положении подчиненных.

Мы видим, что создание органов управления общины, создание административных органов управления. Складывается экономическая база этого аппарат управления. Чиновникам надо платить жалование. Государственный сектор экономики. С граждан гос-во н может брать большие средства. Второй источник – это система налогообложения, которые выросли из идеи коллективного фона. В этот период складывается 3 вида налогообложения: 1) Натуральная обязанность. Обязанность применяется в отношении лиц неэксплуатируемых. Граждане несут обязанности. А крестьяне несут повинности. (Эксплуатируемые). Этот налог зерном, продуктами. 2) Трудовая обязанность граждан. Различные строительные работы. Строительство ирригации, пирамид и т.д. 3) Военная обязанность, которая являлась и привилегией. Чужаки в общинное ополчение не могли попасть. Они лишь в дружину могли попасть. Налоги приобрели 2 формы: 1) Прямое налогообложение, когда государство собирает средства в централизованный фонд. 2) Косвенное налогообложение. Связано с военной обязанностью. Заключается в том, что каждый воин должен был прийти в общинное ополчение со своим оружием. В отличи от сегодняшних солдат, ополчение должно было само содержаться. Общинник покупает оружие и вооружение. Он тратит свои же средства и з своего кармана. Мы видим, что существует второй признак гос-ва – система налогообложения. В общинником государстве существует свое административно-территориального деления лежит община. Миры и верви (Из Древней Руси) входили в состав уже общин государств. В Лагаше было 10 административно-территориальных единиц. Община выступала не только как административно-территориальная единица. Община выступала как полицейский вокруг. Община будет возмещать потерпевшему ущерб. Это не коллективная ответственность. Это ответственность за поддержание правопорядка на своей территории. Есть органы власти, которые должны отлавливать преступников и казнить их. 3 признак гос-ва это территориальное деление. Хотя внешне, казалось бы община. Правителя даже выбирают. Некоторые авторы говорят, что нет гос-ва. Но это не так. Так как есть 3 признака государства. Публичная власть, налогообложение, территориальное деление. На Древней Руси это называлась волость. Глава волости – волостель. В Месопотамии это назывались Ки. Усиление власти правителя вызывало оппозицию со стороны знати. Знать, в борьбе против правителя за власть пыталась опереться на традиции, на обычаи государственного права. Знать стремилась сохранить ситуацию, когда он ограничен. Правитель должен был найти опору вне общины. В борьбе за власть, если правителю удастся найти опору, то его власть будет усиливаться. И может стать неограниченной. Для формирования сильной власти стала: 1) Экономическая база. Сильный, большой государственный сектор экономики. 2) Социальная база. Служилые люди или чиновники. Которые заинтересованы в усилении власти правителя. 3) Политическая база. Это административный аппарат управления. Система органов управления, непосредственно подчиненных правителю. Отличие от органов управления общины в том, что его команды не обсуждают, а делают, ка кон сказал. 4) Военная база. Это дружина правителя, которая формировалась из чужаков. До конца рабовладельческой строя, эта база всегда проигрывала, реальной многочисленной военной слой было общинное ополчение. На момент формирования власти все зависело от того, кого поддержит. Рядовые общинники, были важнейшей опорой правителя или знать).

Территориальное гос-во (Региональное гос-во) (На примере Древнего Египта и Месопотамии). Возникновение первых объединений. Различия между военным союзом, конфедерацией и федерацией. Развитие форм гос-нного устройства и формы правления.

Начнем с Египта. В Египте, первые общины государства появились в 33 веке до н.э. Но очень рано возникла необходимость в объединении этих общинах. В результате, в 32 веке до н.э. возникают 2 гос-ва. Южный и Северного Египта. 2 территориальных гос-ва. Эти объединений по характеру были федерациями. Вместо прежней общины гос-ва возникают федерация. Что говорило о том, что федерация: Отдельные общины сохраняли династии своих правителей. На каждой территории нома действовали свои нормы права. Естественно, во главе каждого гос-ва встал единый правитель. Происходит от Пер-о. Так назывался дворец правителя. Скрывали личное имя, чтобы не нанесли вреда путем колдовства. (Правитель). Греки исказили это слово на Фараон. Отсюда появились названия. Правитель Нижнего Египта носил красный венец. А второй носил белый Венец. Эти 2 отдельных гос-ва не существовали долго. Необходимость создания единой системы ирригации. В 31 веке до н.э. Верхний Египет покоряет Нижний и образуется единое Древне египетское гос-во. Побеждает Верхний Египет. И Там начал править нулевая династия фараонов. Объединения происходит путем слияния двух половинок. Это означает, что сохранился аппарат управления отдельный для верхнего и нижнего Египта. Органы управления Нижнего Египта имели определение красный. А органы управления верхнего Египта белый дом. Фараон стал носить белый венец и красный. Титул, который он стал носить, тоже отражал объединение. Правитель Верхнего и Нижнего Египта. Система управления в тот период была самостоятельной на Красные и Белые органы управления. В рамках единого Египта, сохранялась федеративная форма государственного устройства. Это выражалось в том, что в номах по-прежнему существовали династии Адзов. И продолжали действовать местные нормы права. Это значит, что каждый ном выступал как субъект, гос-нного федерация. Так называемый основатель Хор Баец Мина около 3 тыс. года до н.э. перенес свою резиденцию в новую столицу Минфи. И Монефон начал новое летоисчисление.

Периодизация:

1) Раннее царство. 30 – начало 28 веков до н.э.

2) Древнее царство. Начало 28 – конец 23 веков.

В период раннего царства нижний Египет предпринимал попытки выйти из под власти Верхнего периода. Заканчивается большим восстанием против власти. Но оно было подавлено. Уничтожено много знатных людей. После этого попытки выйти из под власти превратились.

В период Древнего царства это период существования единого Египетского царства. Аппарат управления остался раздвоенным. Появился термин «оба дома оружия». То есть уже подразумевался общеегипетский, а не красных и белых.

Период раннеклассового общества.

В раннеклассовом обществе сложились классы и сословия. Общинная знать называлась Пэ. Рядовые общинники Элхе. Чужаки – Мерет. Рабы – Баку. Египетские источники сохранились хуже, так как писались на папирусах. Собственность на землю была. Пэ и Элхи были сословием полноправно-свободных. Мерет – неполноправно-свободные. Баку – несвободные. Среднего слоя нет еще. Появится позже. В период существования ранней монархии. Неограниченная власть не могла сразу возникнуть, потому что знать противостояла правителю. Знать была настолько сильна, что смогла разорвать государство на части. Последние фараоны 11 и 13 династии снова объединяются в новое государство.

3) Среднее царство. Середина 21-середина 18 веков до н.э. В данный период устанавливается неограниченная монархия в виде деспотической монархии. Аменемхет 3-ий правил с 1850-1800 год до н.э. Он смог отобрать земли у Адзов. До него номархи воевали между собой. И лишил их экономической базы, отобрав земли. Смог это сделать опираясь на общинное ополчение. До него никакой деспотической монархии не было. Закончилось распадом Египта.

4) Новое царство. 16-11 вв. до н.э. Вновь было восстановлено единство Египта. Была установлена новая деспотическая монархия. Общество основанное на металлургии бронзы, в силу того, что ресурсы были исчерпаны, приходит в упадок и Египет опять распадается на части. Начинаются завоевания Египта.

5) Период позднего Египта. Период, когда перестал существовать в качестве самостоятельного гос-ва. Входил в другие государства.

Система управления Египта прочитать в учебнике. Не только центральный аппарат управления, а также система управления в отдельных топах и т.д.

Период Древнего царства начинается переход от федеративной формы государства к унитарной форме государственного устройства. И завершается в период Среднего царства. Номархи и Адзы стали чиновниками. То есть организация власти на местах по традициям исчезает. Номы превращаются в территориальные единицы.

В Египет процесс объединения произошел раньше, чем в Месопотамии. Необходимость создания единой системы ирригации подталкивала этот фактор.

В Месопотаимии ситуация была иначе. Процесс объединения прошел позже. Елси в Египте

То рпоизошло достаточно бытсро, то в Месопотамии этот процесс занял 400 лет, против 100 лет в Египте. Происходил этот процесс в т.н. раннединатсический периоид. 2750-2315 годы до н.э. РАннединатсический период делится на 3 этапа:

1) 2750-2615 год. Это был период, когда между общинами-государствами началась борьба за главенство. То есть самой гавное общиной госдуасрвта стал Киш. Это стлао общиной гегемноном. То правитлеь Киша вместо титула Энси рпинимает Лугаль. Означает большой человек, хозяин, господин. Этот титул подчеркивал прежде всего жреческие функции., то титул Лугаль подчеркивал военные функции данного правителя. Могли объединять военнные силы и исопльзовать других людей для создания единой систмы ирригации. Но единого государства не было.

На Юге Шумеров боролись Ур и Урук. Боролись поперменно. Находились на одном канале. Поэтому если одни побеждали, то перекривая воду приводил одни в упадок. Победы добился Ур. Тем нем енее праивтели Киша хотлеи установиь Гегемонию на всей територии Шумеров. Но начале 2 этапа это привело к столкновнеию.

2) 2615-2500 годы до н.э. Бильгамеш он добился того, что Ур был раздроблен. И Урук победил. В самом начале из Киша от Аргы приехали послы, который потребовал, чтобы люди Урука пришли на строительные работы. Вопрос очень важный. Данный вопрос сначала обсудили на совете знати. Он посоветовал не ссориться с ним. И лучше отдать рядовых общинников. И этот впрос был вынесен на народное собрание. Народное собрание высказалась против, так как работать пришлось бы им. Народное собрание высказалось против. Они понимали, что это приведет к военному столкновению. Они тут же давали Бильгамешу титул Лугаль и предостаивли ему чрезвычаные полномочия. Послы вернулись и праивтель Киша разгневался. И этот город был осажден. Но захватить не смогли. Война закончилась тем, что КИш был раздроблен. Урук победил. Это означало, что Урук стал гегемоном всего шумера. Но на свере появился нвоый народ, который захватил северную власть. Под властью Урука осталась только южная часть. Бильгамеш тсал создатель превого известного военного союза в Месопотамии. Военный собз – это союз независимых государств с военнополитическими целями, главой этого собза был Лугаль и Энку.

Все остлаьные члены, входившие вэтот собз, носили титул Энси. Они находились под контролем знати. Таким образом выглядел первый военный союз.

3) 2500-2315 годы до н.э. Наэт ом этапе усиливаются 2 общины-государства. Это Лагаш и Умма. Эти вде общины располагалсиь в низовьях реки Тигр восточных шумеров. Располагались на расстоянии 60 км. И между ними развернулась борьба за гегемонию. Лагаш был большим госдарством-общиной. 100 тыс. человек. Чуть меьнше трети были рабы. Лагаш нанес удар по Уруку, но в это время в Лагаше начались внутренние проблемы. Знать проводила перевороты. В 2318 году, в результате очередного переворота к власти приходит Уруинимгина. Пришел в результате переворота знати. Но Уруинимгину, избрали на народном собрании, чтоб легитимизировать свою власть. И провел т.н. «освобождение». 36 тыс. члеоек голосовали за избрание Уруинимгины. На 2-ой год правления, Уруринимгина получил титул Лугаль, так как надо было воевать. И чрезвычайные полномочия. В это время в Умме правил Лугальзагеси’ правил 2336-2311 год. Этот самый ЛУгальзагеси стал объежинять под своей влатсью Месопотамии.. В 2312 году до нашей эры, нанес поражение Лагашу, Лагаш потерял Северную часть сових земель. Объединил Шумер в конфедерацию. Он создает первую известную нам конфедерацию. Конфедерация – это нив коем случае не едина. Союз независимых государств. Разница между военным собзом и конфедерацией в том, что военный союз преследует только цель военную.

Этот самый Лугальзагеси стал главой данной конфедерации. Он служил ядром этой конфедерации. Он стал Ишибором, отказавшись от Лугальчества. Он мог объединять усилия всех конфедераций для военных целей и мог использовать общинников для строительства ирригаций. История государственного права показывает, что конфедерации очень неустойчивые. У конфедерации есть 2 пути – это развалится на отдельные государства. 2-ой путь – это переход к более тесному объединению к федерации, а потом в унитарное государство. Конфедерации не могут долго существовать, как правило. Конфедерация Лугальзагеси имела как плюсы, так и минусы: Плюс: Имели равный статус все субъекты. Нет конфликтов, зависти. Минус: Центром объединения была сам аличнсоть Лугальзагеси. То есть не будет Лугальагеси и конфедеация развалистся. К 2311 году правитель Шарумкен стал обхединять земли Северного Шумера. Лугальлзагеси был взят в плен и убит и конфедерация развалилась в этом же году. Не удалось осздать единое государство.

Община-государство Ашшур – это община-государствена среднем тении реки Тигр. Возникло как обычное государство. Был совет знати, собрание общины и т.д. Про Ашшур прочитаьть учебник (Омельченко). В 14 веке Ашшур становится центром объединения Месопотамии, праивтелям Ашшура удалось обежинить под совей властью эти общины. Возникает единое государство Ассирия с федеративным государственным утсройством. Праивтель теперь единого государства. Властитель получил название Шарум. Он теепреь не правитель общины, а территориального государства. Общины, входившие в состав этого государства, сохранили право формирования влатси на местах. Продолжила дествовать своя правовая система. Стали действоать среднеАссирийские законы.

Таким образом, исторически сложились следующие формы государства:

1) Государственное устройство:

1.1) Номовое (полисное) государство. Государственное утсройство отдлеьной общины-государства, хотя некоторые авторы гвоорят, что есть меленькие государства. В принципе, «маленькое унитарное государство» можно применить и к общинам-государствам. Неокторые говорят, что там власть орагнизована иначе. Органами управления выступают органы общинного управления, поэтому хотя можно употреблять термин млаенькое унитарноег осдуарство, но это не освсем праивльно. После общин государств возникают разные объединения. Конфедерации и Военные союзы Ни то ни другоене являются орфмой государственного утсройства. Раз это союз независимых гсоудартсВ, то каждое государство имеет свою форму государственного утсройства. Следующим типом формой государственного устройства являются федерации.

1.2) Федерация – это уже единое союзное государство. Федеративное государственное устройство характеризуется тем, что могут быть равноправными и неравноправными. Равноправные госдуарства – это, например, США, РФ. Примером неравнорпрвной федерации является Германия. Дальнейшее развитие федерации может рпивести к тому, что омжет возникнуть унитарное государство.

1.3) Унитарное государство – единой, но территории не облажает признаками самостоятельности. Власть формируется из центра. Все субъекты, единицы административно-территориального деления. Унитарное госдураство имеет две разновидности: децентрализованное и централизованной. Шарумкен создает децентрализованное унитарное государство. В составе госдурастве шарумкена, трритоиии не обладали самостоятельностью. Но ряду территорий были предосталвены автономные права. Это гвоорило о том, что хотя это унитарное государство, это государство было децентрализованным. Примером полностью децентрлиазованного гсоудраства является Италия. Все области получили автономию. Если атвономии в составе государства нет, то это означает, что данное государство является централизованным.

2) Форма правления.

2.1) Исторически, самой первой формой правления была монархия. Монархическая форма правления зарождается на основе должности большого вождя. Тенденция сосредоточения в одних руках всех функций управления. Монархия вырастает из должности большого вождя. Монархия формируется естественным путем на основе органов управления общины. Различные функции управления концентрируются в одних руках. Выборность не может служить признаком республики или монархии, так как монархов долго выбирали, только из одной семьи (рода правителей). Никакого порядка престолонаследия не существовало. Выборность или отсутствие оной не является признаком монархии или первобытного общества. Из десятка типов монархий только две монархии были неограниченными: В древности - деспотическая монархия, а в средневековье – неограниченная. До первой половины тыс. до н.э. монархия уже сформировалась. Ни одной республики. Единственной формой правления была монархия. Республики появятся только в первом тыс. до н.э. Республики возникают и на востоке, и на западе. Но при этом, республики были и в Древней Индии, и в северной Африки. Республиканская форма правления отличается не наличием выборности, а тем, что различные функции управления распределены между несколькими должностными лицами или коллегиальными органами. За установление республики боролась знать. Почему в первом тыс. до н.э. правители проигрывали борьбу за власть? Это приводило к тому, то должность правителя как главы государства упразднялась, заменялась коллегиальным органом управления. Рядовым общинникам лучше, чтобы была монархия, так как монарх будет провозглашать указ о справедливости. Только в ходе кровавой борьбы рядовых общинников против знати, они могли урвать что-то от них.

3) Политический режим.

3.1) Исторически, самым первым видом политического режима был аристократический политический режим (Европа, Африка, Америка и т.д.). Аристократический режим (Власть лучших) – власть знати. Когда должности занимаются по происхождению, по знатности. То есть рядовой общинник не будет занимать должность. Почему везде аристократический политический режим? Слой знати, еще в первобытном обществе складывается как слой, занимающийся управлением. Знать управляет, а рядовые общинники не управляют. Если бы знати не управляли, они бы знатью не назывались, то есть «лучшими людьми». Поэтому первые гос-ва возникают с аристократическим режимом. Дальнейшее развитие зависит от того, кто выиграет в борьбе за власть. Если побеждает правитель, то начинается переход к авторитарному политичскому режиму (Авто – сам). Арактеризуется тем, что должности занимаются люди, занмаемые должности по воле праителя. Это также формируется при диктатурах, тираниях и т.д. Если правитель борьбу за власть проигрывате, то сохраняется аристократически политический режим, а елси знати удается полностью победить, то возможен прееход к другим, более мягким политическим режимам, то есть появляется возможность демократичзации политичесокго режима. Не путать демократизацию не путать, с демократическим режимом. Демократический режим форируетс в результате демократизации (смягчении).

Смягчение политичесокго режима является заслугой рядовых общинников. Единственный орган, где рядовые общинники омгут что-то предпринять – это народные собрания. Знатный род, несмотря на недостатки, могли занимать должности. Но со стороны общинников нашлись таланты, сопосбные люди, но они не знатные, значит они не могут занимать должности. Рядовым общинникам это не нравилось, поэтому общинники начинают добиваться отмены этого принципа, и замена этого по богатству. Елсиим то удается, то полсе аристократического режима устанавливается Олигархический режим (Власть немногих). То есть не вес граждане имеют влатсь, но тепреь знатность не имеет значения. На первый план выходит имущественный ценз. Богатые имеют опыт по управлению хоз-ву, слдеовталеьно этот рпизнак и выходит на первый план. Если человек из знатного рода, но он разорился, то не сомжет больше анимать должнсти. Но при этом не было равенства всех граждан.

Если на этом, больше рядовым общинникам не удается большего добиться, то так и остается олигархический режим. В Риме знать настолько была сильная, что смогли дойти только до олигархического режима.

Но процесс демократизации не заврешился. Демократия натсолько редкое явление, что из изучаемых стран, только Афины смогли дойти до демократичесокго политического режима. В отличие от Рим была зарещена крупная земльеная собственность. Демократия – жемос – народ, кратос – власть. Власть граждан (общинников). Деократический политический режим означает, что все граждане независимо от социального происхождени, независимости от имущественного опложения имеют право избирать и быть избранными на любые должности, и участвовать в выработке закона и иных важных государственных делах. Охлократия (Власть толпы). Это не политичесикй режим. Это ситуаци, когда суситема управления разваливается, разрушается. Когда гос-нные решения принимают не в угоду большинства. Органы гос-нной власти, в испуге уступает этому движению. Посленяя теденция в западе это тенденция, что нынешняя демократия, что большинство должно утспать меньшинствам. Это ведет не к демократии, а к его разрушению. Демократичесиккй политический режим очень редко складывается. В Афинах и то не полностью.

В 20 веке сложися еще один режим. Тоталитарный (Total – всеобщий). Имеет сходные черты на атворитарный полит режим. При авторитарном режиме формируется диктатура сильной алсти, а при тоталитарном власти складывается диктатура опредленной партии. Этот политический режим появился достаточно поздно. Его появление связано с введением всеобщего избирательного парва. Это приводит к тому, что малоимущие начинают голосовать за радиклаьние партии. Не все партии были способны на установление тоталитарного режима. Это партии коммунистические, это правые националистические течения (Национал-социалисты в Германии, фашисты в Италии). Партия устанавливает контроль за различными сферами жизни (экономическую, политическую и т.д.) Регулируют брачно-семейные отношения. Партия сращивается с гос-нными органами управления. Должности могут занимать или члены партии, или лица, чье назанчение санкйионировано гос-вом. В большинстве случаев ликвиидируется однопартийная система, но это не всегда. В Китае 2 партии были.

Тема 4. Возникновение права. Отличительные черты раннего права. Характеристика поземлеьных отношений на Древенм востоке на основе анализа актов купли-продажи земли (на материалах Месопотамии и Египта) 28-24 века до н.э. Становление институтов граждансокго, угволовного и процессульаног оправа в древнешом законодатлеьстве. Развитие юридической техники.

Начниаем с возникновения права. Еще в первобытном обществе существовали опредленные регуляторы повдеения людей. Те, которые в науке получили название мононормы. Это была единая неразделимое парвило поведения, которые реглирвоало парвило повдеения людей с религионой, бытовой и т.д. форм. В последующем станут правовыми, но пока этим не являлось. Нет государсрвта, нет права. Были общины государтвва, до территориальных государств. Путаница идет со всех позиций. Эти мононормы принимали форму обычаи, традиций. Считаются мононормами, так как: С религиозной точки зрения, Боги покарают. С моральной – нельзя убивать совего. С бытовой – нельзя есть своего. То правило повдеения, которое потом было использовано в праве. Родственники, родичи убитого отомстят. Метсь осуществляется путем кровной мести. Чем сильнее обида, тем больше будет порезано. Соблюдение этих норм обеспечивалось тем, что сами общинники принимали меры. Гарантом защиты парв и едиснтвенной орагниации являлась община. Получается, что в тот преиод, пока государства не было, леовек мог получиь защиту только от общины. Изгнание из общины приравнивалась к смерти, так как он не смог бы защитить себя. Помимо лишения жизни, изгнания из общины, могли нанести физические увечья. Могли быть телесные наказания. Могло быть моральное осуждение. Могли обзывать. Это все воздействие общины, нет государственного рпинуждения. Сами люди наказывают за нарушение праивл. Еще в первобытном обществе сформировались сопосбы регламентации общественной жизни. 3 способа:

1) Запрет (табу). Наиболее широкорапсретсраненный сопосб регулирования.

2) Дозволение.

3) Обязывание.

Запрет нарушать полово-возратсное разделение турда межу мужчинами и женщинами. И взрослыми и детьми. Каждый и этих разрядов занимался совими функциями. Сичталось недопустимым, что женщина полезет заниматься тем, чем занимаютсся мужчины. Запрещались убийства сових общинников. Свои – это люди. Чужие – это не люди. Их можно убивать. Запрещалось наносить телесные повреждения. Запрещадся обман сових. Других можно, а своих нельзя. Запрещалось кровосмешени, колдовство (только против врагов).

Когда первобытное общетсво заокнчилось, когда заврешилс процесс генезиса гос-ва, когда появилисьа чатсная собвтеноность, и классы. Одновременно с появлением гос-ва складывается особая специфическая форма регулирования общественных отношений, которое полуичло назначение права.

Право – это обусловленная природой члеовека и общества и вырадаюющая совободу личности исстем регулирования общественный отношений, которыео присуще: 1) Нормативность. 2) Формальная определенность. 3) Обеспеченность возможностью государственного принуждения.

В первобытном обществе никакого рава сущетсовать не могло. С какой целью это право формируется? Марксисты считали,что гос-во есть орудие массового эксплуатации. Право тоже его эелемент. Но мы это разбирали. Напримре, в законах Хаммурапи, не говорится о том, ч осбсвтенность жизнь, имущество эксплуататоров защищать хорошо, а остлаьных нет. Такого не было. Поэтому теория Маркса провалилась. Право защищает и интересы знатных, но это не знаичт, что рядовых общинников не будет защищать. В Древенм оществе существует два классса собственников. Анализ законов показывает, что защищается сосбтвенность знатны и незнатных граждан. Это означает, что главной целью права является защиата личности собственника. Собственникиами земли была община. В законах 12 таблиц нет ни одной нормы, которое бы защищало права клиента, чужаков. Елсио н не найдет покровительство от общинников, тоо н не защищен. Право защищает граждан. Право защиащет осбственника от посягательств несобственников.

Раво формировалось на основе определенных правовых принципов. За всю историю права сложилось много правовых принципов. Это принцип справедливости. (Aequitas) принцип справделивости. Принцип спраделивости формируется до появления собственного права. Принцип законности. Все Древние правители говорят, что это не просто законы, а справедливые. Действуют два принципа, законности и справедливости. Елси один из этих принципов убрать, то право не будет нормлаьно функционировать.

Например, в Римском праве: На поредленнм этапе, сложилась ситуаци, когда равновеисе было нарушено. В цивильной системе права (В Древнейшем праве) – квиритская. Начлао формироваться во 2 половине 8 века до н.э. В 6 веке – эта система сложиалсь в основных чертах. Реглировала отношения между гражданами. Квиритус – гражданин вой. Цивис – граждане. Источники этого права: 1) Правовые обычаи. В учбеника Новицкого) 4 вида обычая. У них есть свои латинские названия. Их тоже выписат.

2) Судебная практика.

3) Законодатлеьство. Законы Рекса (название должности правителя). Эти законы в учебнике Омлеьченко написаны. Охарактеризованы. Влатсь Река была ограничена.

Функции управления, после изгнания рексов были разделены. Законодательные оплномчия отдали народному собранию. Называлось – comitia.

Эти источники стали источниками квиритской системы права. Потому они были систематизированы в законы 12 таблиц. Квиристкое право регулировало отношения между гражданами. Отличалось ярко выраженным формализмом. Елси формлаизс нарушен, юридические полсдествия не возникали. Это проявлялось в таком сопсобе получнеи ясобственности как mancipatio (наложение руки) Для того, чтобы получить право собственности, надо в присутствии 5 свидетелй, полить руку на вещь и произветси опредленные слова.Если не соблел всех улсовий, то это приводило к тому,что право собственности не переходило. Это приводило к тому, что он мог истребовать вещь у приобретателя, так как тот не стал равообладателем. И недобросовестные отчуждатели стали опльзоваться этим. То есть это было законным, но не справделивым.

После этого наичнает формироваться преторское (praetor) право (Помощник консула). Были связаны с осуществлением судебной деятельсности.

Urbanus появились в 363 году до н.э. Занимавшихся делами граждан. С этого начинается формирование преторского права. Были созданы должности преторов переггринов (занимались делами лиц, без гражданства). Параллеьнльно с преторским правом начинается фомироваться право народа. (Jus gentium). Право народов. Зачем преторское парво? ПРеторское парво должно было обойти формлаизм квиритского права. Должностные лица не могли издавтаь законы. Они могли издавтаь указы. Устно, рпи вступлении на должность оговаривали свои указы. Они могли лишить закон возможности его реализации. Претеры пелигрины стали исходить из принципа законности. Они опирались на принцип справделивости – боно фитес. Если один преедал вещь другому лицу, но нарушил формализм. Вещь осталась в сосбвтенности отчуждаетля. Но тепре, когда они приходили в суд, добросовестно ли действовали стороны (Было ли насилие и т.д.). Если требование вполнены, то он отказывал этому недобросовестному отчуждателю. Это римляне стали называть «голым правом». Если на эту вещь посигало лругое лицо, то претор вводил юридическую фикцию. Предписывал судье, что срок владения этой вещью прошел. Прошло 2 недели с момента отчуждения вещи, а предписывате,что прошло 2 года. Таким образом, получалось, что когда стали злоупотреблять принципом законности. Это привело к ненормлаьной ситуации. Преторское праов должно было эту ситуацию ликвидировать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: