Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, компетентных субъектов содержащих нормы права.
Формы права – это способы возведения государственной воли в закон.
Понятие форм и источников права. Нормативно-правовой акт – основной источник российского права. Правотворчество. Понятие, и формы, и виды. Законодательный процесс по конституции РФ. Система НПА в РФ. Действия нормативных актов во времени, пространстве и кругу лиц. Систематизация нормативных актов и его виды. Юридическая техника.
Формы права. Нормативно-правовые акты.
ДЗ - Выписать все виды норм права из гражданского права.
Особенностью права, признаком права является его формальная определенность. Раз они формально закреплены, то они имеют определенную форму.
Различают 4 основных источников права:
1) Санкционированный обычаи. Когда в первобытной общине обычаи начали регулироваться. Были обычаи, которые надо обобщить и сделать общеобязательными. Это обычаи, которых государство берет под свою защиту. Характерен для англо-саксонской правовой системы.
|
|
2) Прецедент (судебный или административный). Это решение компетентного органа по конкретному делу, ставшее общеобязательным. Сорный вопрос о прецедентах. Многие считают, что прецеденты в России есть, а другие отрицают. Постановление пленумов Верховного суда есть обязательным для всех нижестоящих судов, а значит, есть прецеденты. Но если рассматривать вопрос с позиции права. Эти приговоры/решения носят либо усилительный или ослабительный характер, то есть нового ничего не вводится.
3) Нормативный договор.
4) Нормативно-правовой акт. Это акт правотворчества компетентных органов.
Особенностью санкционированного обычая является, что текста его нет. Он везде различен.
В гражданском кодексе закреплен обычай делового оборота.
Правотворчеством занимаются только правотворческие органы. Нормативный акт обладает юридической силой.
Юридическая сила нормативного акта определяется местом этого акта в системе законодательства. Она определяется компетенцией органа, принявшего этот нормативный акт.
Система нормативных актов:
I по юридической силе:
1) Законы – это непосредственно отражающий интересы общества, и принимаемый в особом порядке высшими представительными органами государственной власти, нормативный правовой акт высшей юридической силы, регулирующий основные, наиболее важные общественные отношения.
Признаки законов:
1) Только нормативно-правовой акт. Закон обладает высшей юридической силой, и если он будет принят одним человек, то он будет выше даже указа президента, чего нельзя допускать.
|
|
2) Первичный акт. Все остальные акты должны соответствовать вышестоящим нормативным актам. Он ничего не конкретизирует и не уточняет.
3) Обладает высшей юридической силой. Означает, что все иные акты соответствуют ему, не могут вносить в него ни дополнений, ни изменений.
4) Принимается только высшими представительными органами.
5) Принимается в основном усложненном варианте.
6) Регулирует основные, а потом наиболее важные общественные отношения.
Предмет законодательного регулирования закона включает в себя:
1) Уголовные отношения. Существует единственный закон, где содержатся нормы уголовных правонарушений.
2) Процессуальная деятельность суда по рассмотрению дел.
3) Конституционные отношения. Отношения по организации гос. власти и соотношения населения.
4) Связана с правами человека.
Виды законов:
I по способу принятия:
1) Референдумом.
2) Представительным органом.
II по юридической силе:
1) Конституция.
2) Конституционные законы.
3) Федеральные законы.
4) Законы субъектов федерации.
III по времени действия:
1) Постоянные.
2) Временные.
3) Чрезвычайные законы.
IV по отраслям:
1) Уголовные.
2) Гражданские.
3) Процессуальные
И т.д.
2) Подзаконные акты.
2.1) Указ. Принимается президентом РФ. Самый высокий по юридической силе подзаконный акт. Подписанный президентом указ публикуется в «Российской газете» и собрание законодательства РФ в течение 10 дней после подписания и через 7 дней после первой публикации вступает в силу на всей территории РФ.
2.2) Постановление правительства РФ. Это коллегиальный орган. Подписывается главой правительства. Признаком органа является его руководитель, от имени которого идет постановление. Принимается в соответствии с указами и законами РФ. Сроки места публикации так же, как и указ.
2.3) Приказ (инструкции). Акты министерств и ведомств. Они имеют двойственный характер. Есть те, которые касаются министерской деятельности, а есть те, касаются всех, то есть имеют общий характер. Принимаются единоличными министрами. Минюст проверяет на предмет соответствия данного акта к вышестоящим актам. Если не совпадают, то не имеют юридической силы. Если зарегистрирован, то он публикуется в «Российской газете» и есть журнальчик «Бюллетень».
2.4) Решения и распоряжения исполнительных органов субъектов федерации. Они публикуются в областных соответствующих газетах.
3) Не входящие в систему государственных органов: Нормативно-правовой акт органов местного самоуправления. У них любое названия, кроме занятых. Сами органы местного самоуправления не имеют конкретного названия. Но они должны дублировать эти акты.
4) Локальные акты. Это акты, действующие на отдельном предприятии, и принимаются единолично руководителем предприятия. Они действуют только локально.