Источники сведений о жизни Кр. и Мф

Два основных источника, написанных по-славянски. Первый – жития Кирилла и Мефодия. Житие Мф. – 15 списков, самый ранний– кон. XII – нач. XIIIв. Житие Кр. – 48 списков, самый ранний – XVв. Оба жития написаны учениками (разные авторы) в конце IXв. вскоре после их смерти, но до изгнания их учеников из Моравии (886г.) или до завоевания Моравии немцами (905г.), поскольку в них ничего не говорится о событиях, последовавших после смерти Мефодия, и в то же время сообщается о величии Моравского государства (информация из учеб. Ремнёвой).

Второй источник – “Сказание о письменах” черноризца Храбра. Мы ничего не знаем о черноризце Храбре. Текст не содержит даты создания, места написания. Известно 73 списка XIV – XVIIIвв. Древнейший – Лаврентьевский 1348г. (список назван по приписке монаха Лаврентия). В разных списках разные названия:”Черноризца Храбра ответы о письменах”,

“Сказание, как составил св. Кирилл славянам письмена”

и др.

Но все эти названия принадлежат поздним переписчикам. В Лаврентьевском списке название “О письменах”.

Нет единства в вопросе об авторе. Если считать, что Храбр – имя собств., то почему монах называет себя языческим именем? Возможно, это название выступает в роли псевдонима. Тогда кто действительный автор трактата?

Написано Сказание в кон. IXв.

Вначале Храбр сообщает, что у славян до Кр. и Мф. не было письменности: когда были язычниками, чертами и резами читали и гадали. С принятием христианства употребляли латин. и греч. буквы, но “без устроения”. Потом же Константин – философ создал для них азбуку. Таким образом, по Храбру, в истории возникновения письменности следует различать 3 периода:


1) период примитивного письма типа “черт и резов”?

2) период употребления греч. и лат. алфавитов,

3) период создания слав. письма Кириллом.


Что же нам известно из источников о жизни и деятельности слав. первоучителей?

Жизнь и деятельность Кр. и Мф.

Братья (Мф. – старший, известен только под монашеским именем) – родом из горда Солуня (совр. Салоники), главного города Македонии (в то время римской провинции). Отсюда название: Солунские братья. Основное население города – греки, часть – славяне. В житии Мф. приводятся слова императора Михаила: Вы оба солуняне, а все солуняне свободно говорят по-славянски. Кто же они? греки, славяне? Этническая принадлежность братьев в дошедших документах не указывается.


Годы жизни: Кр. 827 – 869гг.

Мф. ок. 815 – 885гг. (Ремнёва 820 – 885)


Отец братьев – солунский военачальник.

Что известно о Мефодии? Жития не сообщают никакие подробности первых лет жизни Мф. Известно, что Мф. поступил на военную службу. В 20 лет его поставили воеводой в слав. области, на этой должности пробыл 10 лет. Затем удалился в монастырь.

Константин с ранних лет проявлял интерес к богословским занятиям. Получил блестящее образование. Учился в Магнаурском дворце в Константинополе, куда имели доступ дети из аристократических семей; учился вместе с малолетним императором Михаилом. После завершения образования Константин становится священником и получает должность библиотекаря (хартофилакса) при церкви св. Софии. Затем занимает кафедру философии в Константинопольском ун-те (та же Магнаурская школа). Вероятно, в этот период его стали называть Константином – философом.

Затем начинается миссионерская деятельность Конст. Дело в том, что Конст. рано проявил себя как последовательный защитник восточного христианства. Император Михаил и патриарх Фотий часто направляли Конст-а как посланника Византии к соседним народам для убеждения их в превосходстве византийского христианства над всеми иными религиями.

С а р а ц и н с к а я миссия. В 855 – 856гг. (Бернштейн) Константину поручили возглавить миссию к сарацинам (арабы) для разъяснения догматов христ. церкви. Сарацины отрицали учение о Троице. В житии сообщается, что Конст. одержал победу в богословских спорах.

Х а з а р с к а я миссия. В 860г. император назначает Конст-а руководителем Хазарской миссии. Хазары – народ тюркского происхождения. На смену язычеству у хазар пришёл иудаизм. Хазарский каганат просил прислать учёного мужа, к-ый помог бы разобраться в вопросах веры. В состав миссии входил и Мф. Подготовка к Хазар. миссии велась не в Константинополе, а в Херсонесе Таврическом (в др.-рус. памятниках называется Корсунь). Готовясь к миссии, Конст. изучил в Херсонесе еврейский язык. И опять Конст. одержал победу (но в дальнейшем у хазар утвердилась иудейская религия).

Следующая миссия – М о р а в с к а я. Моравия (Великоморавское княжество) – государство западных славян в IX-начале Xв. В период своего расцвета оно охватывало территорию Моравии, Словакии, Чехии, Лужицы и часть Польши. Столица – Велеград. В 830г. Моравия приняла христианство от Рима. Римская церковь признавала ведение службы только на трёх языках: латинском, греческом и древнееврейском (на этих языках надпись на распятии Хр.). Но реально служба велась на лат.яз., а церковь находилась в руках немецкого духовенства.

В конце 862г. моравский князь Ростислав направил к византийскому императору Михаилу посольство с просьбой прислать в Моравию миссионеров, к-ые могли бы вести богослужение на славянском языке. Ростислав стремился создать свою слав. церк. службу. Ещё нигде не существовало письменности на слав. языке. Нужно было создать азбуку.

Уже к тому времени (2-я пол. IXв.) христ. религия разделилась на две ветви: римско-католическое вероисповедание и византийско-православное. Почему Ростислав обратился к Византии? Византия проводила гибкую политику в отношении др. народов. А главное орудие политики Византии – религия. Особенности визант. церкви:


1) разрешала церк. службу на родном языке;

2) не взимала с населения десятинного сбора, как в Риме, а существовала на доброхотные подаяния;

3) в целях распространения своего влияния Византия способствовала возникновению письменности у ряда зависимых от неё народов: готы – IVв. н.э., армяне – Vв.н.э.


Император Михаил и патриарх Фотий с удовлетворением приняли просьбу Ростислава и направили в Моравию братьев Конст. и Мф. Выбор братьев не случаен. Во-первых, они родом из полуславянского города Солуня и, кроме того, имели опыт участия в миссиях.

Началась подготовка к миссии. Необходимо было создать азбуку. Помогал при создании азбуки Мефодий. До отъезда в Моравию в Византии была создана азбука и был сделан перевод краткого Апракоса (недельного Евангелия). Он начинался со слов: Искони бе слово и слово бе у Бога и Бог бе слово. Это первые слова, написанные по-славянски.

В конце 863г. миссия направилась в Моравию. Итак, год создания слав. письменности – 863. Конст. и.Мефодий были в Моравии, по данным жития К., 40 месяцев. За это время были переведены осн. литургические тексты. В работе помогали местные ученики. Упоминается имя местного славянина Горазда.

Но деятельность К. и М. встретила сопротивление немецкого духовенства. В одном пункте нем. духовенство превосходило братьев К. и М. Братья не имели права рукополагать учеников в священники. Это мог сделать лишь епископ, в данном случае нем. епископ. Братья решили вернуться в Константинополь для возведения учеников в сан священников. По дороге посетили Блатенское княжество в Паннонии, во главе к-го – князь Коцел. В IXв. здесь жили предки словенцев. Подготовили 50 учеников. Но, пока они были в дороге (остановились в Венеции), в Константинополе убит император Михаил, патриархом вместо Фотия стал Игнатий, а это враг Конст-а. В такой ситуации поездка в Константинополь была бессмысленной. Нужно искать поддержки в Риме. И в конце 867г. или начале 868г. группа с Конст. прибыла в Рим.

Новый папа Адриан II торжественно встретил Конст. Ученики братьев были рукоположены в священники, а также Мефодий. Адриан признал законность славянского богослужения. В Риме братья пробыли по 869г. Конст. заболел и умер в феврале 869г. Перед смертью принял схиму и монашеское имя Кирилл. Всё руковолство перешло к Мефодию.

В 870г. в Риме Мефодия возвели в сан епископа. Его епархия- Паннония. Здесь возник 2-ой центр слав. письменности, который просуществовал недолго. Паннония в церк. отношении подчинялась Зальцбургу, и Меф. вёл борьбу с нем. духовенством.

В 870г. моравским князем становится племянник Ростислава Святополк, а он отрицательно относился к богослужению на слав. языке. Нем. священники без ведома папы бросают Мефодия в тюрьму, где он пробыл до 873г. В 873г. Мефодия освобождают по поручению нового папы Иоанна VIII. С этого времени и до смерти Мефодий – моравский епископ.

После смерти Мефодия в 885г. папой стал Стефан V, который запретил слав. богослужение. Святополк приказал изгнать учеников Кр. и Мф. Две сотни молодых дьяконов и священников были проданы в рабство. Любимый ученик Мф. Горазд был убит. Несмотря на запрет, слав. богослужение сохранялось. За неподчинение ученики Кр. и Мф. – Климент, Наум и Ангеларий – были изгнаны. Отправились в Болгарское царство. Царь Борис I (852 – 889) торжественно принял их. Климент начал учительскую деятельность возле озера Охрид (ныне Македония), за что и был прозван Охридским. За несколько лет он подготовил множество учеников.

В 893г. во главе Болгарского царства встал третий сын Бориса- Симеон, который способствовал развитию слав. письменности. Наступил новый этап в развитии слав. письменности. Его называют “золотым веком”. В это время прославился один из младших учеников Мф. – Константин Преславский (служил епископом в Преславе). Он был известным поэтом, создателем первых слав. стихотворений – Азбучной молитвы (акростих – стих-е, в котором первое слово в каждой строчке – соответствующее название буквы алфавита):


А з словом сим молюся Богу:

Б оже всея твари и зиждителю

В идимым и невидимым!

Г оспода духа пошли живущаго,

Д а вдохнет в сердце ми слово,

Е же будет на успех всем… (Карпенко.Глаг. с.49)


В XIXв. учёные считали, что Азбучную молитву создал Кирилл. Но, благодаря работам болг. учёного К.Куева (2-я пол. XXв.), эта точка зрения пересмотрена.

Кирилл и Мефодий канонизированы католической и православной церковью.

С конца Хв. центр слав. письменности перемещается в Киевскую Русь.

Происхождение славянских азбук.

Две проблемы:


1) какая из азбук древнее,

2) что лежит в основе кириллицы и глаголицы.


Вопрос о происхождении КР и ГЛ возник ещё в XVIIIв. До конца XVIIIв. существовала версия, согласно которой составителем ГЛ назывался св. Иероним, один из отцов Зап. церкви. Точка зрения имела ненаучный характер.

В конце XVIII – начале XIXв. многие учёные считали КР древнее ГЛ. Это объясняется тем, что не были известны древние глагол. памятники. Изменение взглядов на происхождение КР и ГЛ связывают с открытием Сборника Клоца. Словенский учёный Копитар обнаружил 12 листов глагол. рукописи XIв. в Триенте (Италия) в библиотеке графа Клоца. Копитар первый указал на древность ГЛ и на связь её с деятельностью Кир. и Меф. Издал Сборник Клоца в 1836г.

В дальнейшем были найдены и др. глагол. памятники: Охридские глагол. листки XIв. и Рыльские глагол листки XIв. (первые два листа из 8) были найдены Викт. Ив. Григоровичем, русским учёным, в 1845г. Он же открыл Мариинское Евангелие в 1842г. Зографское Евангелие найдено А.Михановичем в 1843г. на Афоне в Зографском монастыре. В 1860г. монастырь подарил Зогр. рус. царю Александру II., который передал рукопись в Публичную библиотеку в Петербурге (и сейчас там хранится). Эти открытия способствовали утверждению версии о древности ГЛ.

Новый взгляд на происхождение слав. азбук сформулировал словацкий учёный Павел Шафарик (1795 – 1861). Он высказал три

положения:


1) глаголица древнее кириллицы,

2) глаголицу изобрёл Кирилл,

3) кириллица была создана позже одним из учеников Мефодия в Болгарии (Климент Охридский).


В наст. вр. теория о древности ГЛ является бесспорной. Доказательства:

1. Язык глагол. памятников более архаичен, чем язык кирил. памятников.

2. О большей древности говорят и палимпсесты. Это рукописи со следами старого письма. Основным материалом для написания книг служил пергамен. Процесс изготовления его был необычайно трудоёмким. Пергамен обычно делали из шкур баранов, козлов, телят, волов (но никогда не использовались шкуры ослов!). Особенно тонкий прозрачный пергамен получался из шкуры неродившихся ягнят, извлечённых из чрева матери. Стоил он очень дорого из-за сложности обработки. Для изготовления рукописей и кожаных переплётов требовалось большое число шкур животных. Напр., для одной крупноформатной Библии нужно было 318 овечьих шкур. Поскольку писчий материал был очень дорогим, нередко для написания нового текста использовался старый пергамен. При этом старый текст соскабливался или смывался, и наносился новый текст. Такие рукописи и называются палимпсестами. Интересно, что все известные палимпсесты представляют собой кириллические тексты, написанные по соскобленной глаголице. Напр., Боянский палимпсест (рукопись нашёл в 1845г. В.И.Григорович в Боянском монастыре около Софии).

3. Кирилл создал глаголицу, и именно она называлась раньше кириллицей. В одной новгородской кириллической рукописи кон.XVв. (в “Книге пророков”) скопирована запись 1047г., сделанная попом Упырём Лихим. Упырь Лихой сообщает о том, что переписал эти книги ИС КQРИЛОВИЦh/ (Слава тебе, господи, царю небесный, яко сподоби мя написати книгы сия ис куриловице). А в памятнике встречаются глагол. буквы и слова, значит Упырь Лихой переписывал с глаголицы и глаголицу называл кириллицей.

4. Некоторые специфические слав. звуки обозначались в глаголице знаками, которые хорошо объясняются логически.

Напр., [ę] образовано путём добавления к обычному å (обратное ý) дополнительного значка (в современной транскрипции так же обозначаются носовые гласные):

[ę] – ÿ

Глаголическая буква для [ǫ] образована соединением ę со знаком О

[ǫ] – ß

Начертания кириллических знаков для носовых можно объяснить как повёрнутые на 90 градусов глаголические буквы:


ÿ > > #

ß > > @ (Супрун, с.17)


5. О древности глаголицы говорит и символическое значение глаг. азбуки. В 1949г. Г.Чернохвостов (ученик Кипарского В.Р.) в своей дипломной работе первым предложил версию о христианской символике глаголических букв. Он считает глаголицу оригинальным творением К. и М., созданным независимо от других азбук. В основе ГЛ три главных христианских символа: к р е с т, к р у г, т р е у г о л ь н и к.

Знаки на основе креста – 1 K…

на основе треугольника – U Ä…

комбинации из кругов – O Ð…

Чернохвостов обратил внимание на симметрию букв È [и] – Ñ[c] и первым связал это с подтитловым обозначением имени Христа:

ÈÑ& – ÈÑ

Но в глаголице ещё две буквы имеют симметричное написание: “добро” и “вhди”. Некоторые учёные предполагали, что в основе ассоциации букв лежит ассоциация слов “вhра” и “добро” (см. в статье Б.А.Успенского). Успенский считает это предположение неубедительным; его точка зрения:

ÄUÄ // ÄU – ÄABÈÄÚ ср.: ÈÑ –²ÈÑQÑÚ

Параллелизм в соотношении между буквами “иже” и “слово” – “добро” и “вhди” отражает ассоциацию Христа и Давида.

В ст.-слав. памятниках (в греческих и латинских) всего лишь два личных имени представлены в сокращённом написании (под титлом), т.е. они рассматриваются как nomina sacra.

Буква “аз” (1) – крест, это символическое изображение Христа. Начиная алфавит крестом, Кирилл начинал его призыванием имени Христа. Евангелие-апракос от Ин., с которого началась слав. письменность, – ÈÑ ÊÎÍÈ Áh ÑËÎBÎ…Ещё Чернохвостов обратил внимание на первые две буквы в слове искони. Успенский: Евангелие открывается символическим обозначением Христа, так же, как открывается им и сама славянская азбука.

Почему первая буква называется “аз”?

Ср.: “Азъ есмь альфа и омега, начаток и конец”.

названия отсылают к Христу

Таким образом, делает вывод Б.А.Успенский, глаголица строится как идеографическое выражение Священного Писания.

Вторая проблема: источники КР и ГЛ.

Вопрос о происхождении ГЛ до сих пор является спорным. Все гипотезы распадаются на две группы: 1) естественное происхождение глаголицы, т.е. Кирилл основывался на одном или нескольких известных ему алфавитах; 2) искусственное происхождение, т.е. Кирилл не опирался на существующие алфавиты. Успенский: истина находится посредине.

Из истории вопроса об источниках ГЛ.

В кон. XIX – нач. ХХв. учёные обратили внимание на связь некоторых глаг. букв с греческими. В 1880-х гг. англ. палеограф Исаак Тейлор назвал источником глаголицы греческое минускульное письмо. Его точка зрения была поддержана известным славистом И.В.Ягичем (и теперь отражена во многих учебных пособиях). Минускульное письмо (от лат. minusculus – “очень маленький”) – это скорописное письмо, использовалось при составлении деловых документов. Основное возражение: почему при переписывании богослужебных книг с греческого на славянский использовалось деловое письмо?

Действительно, некоторые буквы ГЛ похожи на греческий минускул, но их очень мало. Напр., глаг. буква “добро” обнаруживает явное сходство с греческой минускульной “дельтой”, ср.: Ä –, а буква “вhди” создана Кириллом искусственно как перевёрнутое “добро”, и основанием для этого послужило сокращённое написание имени Давид (Успенский). По-видимому, искусственно созданы буквы “иже” и “слово”. Симметричные (перевёрнутые) начертания четырёх букв свидетельствуют о стремлении создателей придать начертаниям букв особый богословский смысл. Особенно показательна в этом отношении буква “азъ”, которая представляет собой крест 1 – символическое изображение Христа.

ГЛ обнаруживает связь и с др. алфавитами. Так, буква “ша” имеет явное сходство с древнееврейской “шин”: Ø – Ш. Совр. учёные усматривают связь глаголицы с несколькими алфавитами, прежде всего с греч. минуск-ым, древнееврейским, коптским (письмо египетских христиан).

Общий итог: ГЛ – результат сознательной творческой деятельности Кирилла.

Источник КР ни у кого не вызывает сомнений: греческий унциал, Слово унциал происходит от лат. uncia, что означает “12-я часть чего-либо”. Это связано с тем, что каждая буква занимала в рукописи примерно 12-ю часть стандартной строчки (Мецгер. Тексология, с. 7). Греческий унциал – торжественное уставное письмо, которым писались богослужебные книги (устав – особый почерк: чёткий, с прямыми перпендикулярными линиями, точными овалами). В КР – 43 буквы, из них 24 заимствованы из греческого унциала с сохранением их графической формы. Остальные 19 букв заимствованы из других алфавитов, в том числе глаголицы. Напр., “букы” Á могла возникнуть в результате преобразования глагол. буквы b. Буква “живhте”, возможно, из глагол. Æ. А буквы “ша” и “ци” (Ø и Ö) восходят к древнееврейским буквам “шин” и “цаде”.

Подробно о КР на практ. занятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: