Тема №12. Политика привлечения заемных средств. Оценка финансового левериджа.
Использование предприятием для экономической деятельности не только собственных, но и заемных средств повышает рентабельность инвестирования собственных средств.
В теории финансового менеджмента такое увеличение рентабельности собственных средств называется Финансовым левериджем (Финансовым рычагом, эффектом финансового рычага).
Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на его платность.
Леверидж показывает каково должно быть оптимальное сочетание между собственными и привлеченными долгосрочными финансовыми ресурсами и как это повлияет на прибыль.
Эффект финансового рычага = (1-СН) ×дифференциал рычага × плечо рычага
Дифференциал рычага - разность между экономической рентабельностью и ставкой процентов по займу ЭР – СП.
Величиной дифференциала выражен риск кредитора. Чем больше дифференциал, тем меньше риск.
|
|
(1 - СН) - от суммы дифференциала вычитается налоговая ставка
СН - ставка налогообложения
Плечо финансового рычага – характеризует силу воздействия финансового рычага равен соотношению собственных и заемных средств ЗС\СС
Компания, имеющая значительную долю заемного капитала, называется компанией с высоким уровнем финансового левериджа, или финансово зависимой компанией (highly evered company);
Компания, финансирующая свою деятельность только за счет собственных средств, называется финансово независимой (unevered соmраnу).
Сложившийся в компании уровень финансового левериджа это характеристика потенциальной возможности влиять на чистую прибыль коммерческой организации путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.
Эффект финансового рычага будет тем больше, чем больше будет экономическая рентабельность инвестиций по сравнению со ставкой процентов по займу и чем больше будет соотношение заемных и собственных средств.
Если новый кредит приносит увеличение уровня финансового рычага, то такой кредит выгоден.
Под порогом рентабельности (точкой безубыточности) понимается такая выручка от реализации, при которой предприятие не имеет убытков и еще не имеет прибыли.
Порог рентабельности называют критической точкой, "мертвой точкой", точкой безубыточности, точкой самоокупаемости и др.
Порог рентабельности = величина постоянных затрат \ валовая маржа (в относительном выражении к выручке от реализации)
Таким образом, для определения порога рентабельности необходимо величину постоянных затрат разделить на относительный результат от реализации после возмещения постоянных затрат.
|
|
Зная порог рентабельности, можно определить пороговое (критическое) значение объема производства в единицах товара, при реализации которого окупятся постоянные и переменные затраты, после чего каждая последующая проданная единица товара будет приносить прибыль.
Пороговое количество товара = порог рентабельности данного товара
цена реализации.