Бизнес-ангелы

МИП

Гигантомания коснулась и науки, обнажая свои негативные стороны: инерционность, неуправляемость и др. Поэтому возникла и стала развиваться встречная тенденция - дезинтеграционная, проявляющаяся в переходе от крупных ИП, закрепленных за определенной отраслью или участком производства, к меньшим организационным формам, возникающим на базе крупных ИП, либо самостоятельно. Главное звено в этом ряду - МИП.

Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам - небольшой коллектив гораздо мобильнее может вос­принимать и генерировать новые идеи.

Малый исследовательский бизнес сформировался в 1960-х годах. Мелкие и средние исследовательские фирмы создавались, например, вблизи крупных универ­ситетских центров. Они совместно арендовали участки земли, использовали лабораторную и информационную технику университета. Так, в США вблизи Стэндфордского университета сосредоточено свыше 3 тысяч сред­них и мелких электронных фирм с общим числом заня­тых 190-200 тысяч человек. Каждая из них ориентируется на разработку и освоение одного-двух видов новой продукции, а в целом они покрывают 20% мировых потребностей в компьютерных и электронных компонен­тах определенных видов.

В мировой практике к малым фирмам (предприятиям) относятся, как правило, фирмы, занимающиеся предпринимательской деятель­ностью. Эти фирмы могут быть как юридическими, так и физичес­кими лицами. В последние годы во многих странах наблюдается активизация предпринимательской деятельности в форме малых фирм.

В зарубежной практике к малому и среднему пред­принимательству относят фирмы с числом работающих до 500 человек. Критерии отнесения к малым фирмам в каждой стране свои. Это объясняется особенностями развития экономики, ее структу­рой, национальными традициями.

Например, в США к малым относятся предприятия численнос­тью до 99 человек (в том числе численностью до 24 человек относятся к наименьшим, а с 25 до 99 — к малым), со 100 до 499 — к промежуточным, с 500 до 999 — к крупным и свыше 1000 чело­век — к крупнейшим. В США в 1953 г. была создана Администрация по малому бизне­су при правительстве США. Однако там ежегодно терпят банкрот­ство около 30% малых предприятий.

В Японии к малым предприятиям в сфере услуг относятся пред­приятия с численностью не свыше 5 человек, в остальных отрас­лях — не более 20 человек. Терпят банкротство ежегодно всего около 5% малых фирм, т. к. японское правительство учитывает национальные тради­ции и оказывает мощную поддержку малому бизнесу такими рыча­гами, как гарантированные займы, льготное налогообложение, ус­коренная амортизация, кооперирование, информационно-методичес­кое обеспечение. В США эти рычаги тоже используются, но на основе профессионального конкурса, приводимого Национальным научным фондом США.

Интересны примеры специфических, внутриотраслевых и внутрифирменных подходов к вы­работке критериев разграничения предприятий. Так, в американской компании "МакГроу-Хилл" к малым предприятиям относятся предприятия с числом рабо­тающих до 50 человек, к средним - до 99, крупным - от 100 и более. На заводе по производству автомобильных шин компании Гудьир" организационно-производственная структура состоит из 164 отдельных рабочих групп (производственных центров) с числом работающих от 5 до 27 человек в каждой.

В перерабатывающей промышленности Японии 750 тысяч заводов, из них 70% - это маленькие предпри­ятия, где работают от 1 до 9 чел., 10% - с численностью работающих от 10 до 20 чел.

Знаменитые автомобили "Тойота" и "Хонда" на больших японских заводах просто собираются, а от­дельные детали и узлы для них изготавливают десятки тысяч средних и малых предприятий. Например, на за­воде, который поставляет пластмассовые детали для фирмы "Хонда", работают 9 человек, площадь завода всего лишь 300 кв. метров. Пресс-формы для этих дета­лей изготавливает один человек, имеющий на своем дворе в подсобном помещении два станка. Этот человек является хозяином своего предприятия и работает на нем. Но он выпускает такие пресс-формы, которые от­вечают самым высоким требованиям фирмы "Хонда". Это возможно потому, что материал для их производст­ва очень высокого качества, поступает из Швеции, где его выпускают более крупные заводы.

Наименьшими в Японии считаются предприятия, которые имеют основные фонды в размере, равном среднему или низкому уровню годовой заработной пла­ты одного работающего, т. е. практически каждая семья может открыть свой бизнес. Японские компании отчисляют значительную долю от объема продаж (в передовых отраслях - 8 - 10%) на исследования и разработки, понимая, что наибольшую прибыль приносят товары, изготовленные с примене­нием передовой технологии.

«СПИН-ОФФ» - фирмы – отпрыски


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: