Русская церковь в XV - начале XVI вв

Судебник Ивана III. 1497 г.

Приказная система.

Централизация власти

Объединение земель вокруг Москвы Þ единая система государственного управления.

После присоединения Твери ИIII = «Божьей милостью государь Всея и Руси и великого князя… и иных земель».

Князья присоединенных земель = бояре московского князя.

Княжества = уезды, управление = наместники.

Наместники = «бояре-кормленщики» (т.к. получали «корм» – часть налога с управляемой территории (определяется предыдущей «выслугой лет»).

Местничество – право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков.

Отменено «отъездное» право. Отъезд = государственная измена.

Автономия отдельных уездов сохранена. Число уездов сократилось.

Боярская дума.

5-12 бояр, не более 12 окольничьих (еще один высший чин).

Кроме московских бояр – бояре с присоединенных территорий.

Боярская дума имела совещательные фунцкции.

Возникла в конце XV в.

Первое упоминание – 1512 г. Уже 10. Þ в конце XV в. – 2-3.

Дворец – орган управления землями вел. кн.

Казна – орган управления финансами вел. кн., гос. печать, архив.

Женитьба на Софье Палеолог, дочери брата проследнего императора Византии Þ установление пышного церемониала.

На гербе – двухглавый орел, герб Москвы прикрывает его грудь.

1497 г. – Судебник Ивана III.

68 статей.

Усиление центральной государственной власти.

Ограничивает право крестьянина переходить от феодала к феодалу: только неделя до и неделя после Юрьева дня (26 ноября) Þ первый шаг к крепостному праву. НО до XVI в. право прехода в период до и после Юрьева дня сохранено.

За уход от феодала – уплата «пожилого»: плата за годы, прожитые на прежнем месте. «Пожилое» = 1 руб. (10 пудов мёда).

Конец XV-XVI вв. – крупнейший собственник.

Определяет идейную жизнь страны Þ

1) стремление государства подчинить себе церковь;

2) внутрицерковная борьба по вопросам веры

XIV в., Новгород – ересь стригольников [1]. Вера станет крепче, если она будет опираться на разум.

XV в., Новгород, Москва – ересь жидовствующих [2]. Отрицали власть священников и требовали равенства людей Þ отсутствие власти монастырей над крестьнами; отутствие права монастрей на землю.

Какое-то время ИIII поддерживал еретиков.

Воинствующие церковники (глава – Иосиф Волоцкий, основатель Успенского собора в Волоколамске) выступили резко против еретиков.

Иосифляне (впоследствии – стяжатели) отстаивали праов церкви за власть над землей и крестьянами.

Нестяжатели, сореане (Нил Сорский, скитник на р. Соре) – против еретиков, против права церкви на землю и крестьян.

1502 г. – на церковном сборе ИIII поддержал стяжателей. Еретики казнены.

Русская церковь – и государственная, и национальная.

Самодержец = царь земной, богомпомазанный.

Церковное и монастырское землевладение сохранялось.


[1] При пострижении на голове выстригаетя крест.

[2] Зачинателем считали еврейского купца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: