Стандарты корпоративной информационной системы

СТАНДАРТЫ РАЗРАБОТКИ ИС

Основным нормативным документом, регламентирующим ЖЦ ПО ИС, является международный стандарт ISO/IEC 12207. Разработка отечественных программных средств ИС ориентирована на ГОСТ ЕСПД (Единая система программной документации), ОРММ (Общеотраслевые руководящие методические материалы) по созданию автоматизированных систем управления.

Международный стандарт ISO/IEC 12207 (ISO - International Organization of Standardization - Международная организация по стандартизации, IEC - International Electrotechnical Commission - Международная комиссия по электротехнике) определяет структуру ЖЦ ПО.

Структура ЖЦ ПО базируется на трех группах процессов:

· основные процессы ЖЦ ПО (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение);

· вспомогательные процессы (ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99; документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, аттестация, оценка, аудит, решение проблем);

· организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого ЖЦ, обучение).

Применение любой технологии проектирования, разработки и сопровождения ИС невозможно без выработки ряда стандартов (правил, соглашений):

· стандарт проектирования;

· стандарт оформления проектной документации;

· стандарт пользовательского интерфейса.

Стандарт проектирования должен устанавливать:

· набор моделей (диаграмм) на каждой стадии проектирования;

· правила фиксации проектных решений на диаграммах, правила оформления диаграмм и т.д.;

· требования к конфигурации рабочих мест разработчиков, включая настройки ОС, настройки CASE-средств, общие настройки проекта и т.д.;

· механизм обеспечения совместной работы над проектом.

Стандарт оформления проектной документации должен устанавливать:

· комплектность, состав и структуру документации, требования к ее оформлению,

· правила подготовки, рассмотрения, согласования и утверждения документации;

· требования к настройке издательской системы, используемой в качестве средства подготовки документации;

· требования к настройке CASE-средств для обеспечения подготовки документации в соответствии с установленными требованиями.

Совершенствование управления организацией неразрывно свя­зано со стандартами корпоративной информационной системы. В настоящее время выделяют 5-ть основных общепризнан­ных стандартов КИС.

1-й стандарт — MRP (Material Requirement Planning) или планирование потребностей в материальных ресурсах. Данный стандарт относится к 70-м гг. XX столетия. Суть стандарта MRP состоит в минимизации издержек, связанных со складскими запасами и различными участками в производстве.

Базовым в данном стандарте является понятие спецификации изделия (BOM — Bill Of Material), которая показывает зависимость спроса на сырье, полуфабрикаты и пр. от плана выпуска готовой продукции. На основе:

· плана выпуска продукции,

· спецификации изделия и

· учета особенностей технологической цепочки

осуществляется расчет потребностей производ­ства в материалах.

Недостатком этого стандарта является:

· отсутствие учета загрузки производственных мощностей,

· отсутствие учета стоимости рабочей силы при расчете потребностей в материалах.

В 60-х гг. XX в. был создан метод расчета необходимых для производства материалов, получивший название MRP, который в условиях автоматизации предполагал рассмотрение в комплексе задач:

· производственных,

· снабженческих и

· сбытовых

подразделений промышленных организаций.

Такой подход и применение вычислительной техники позволили оперативно корректировать плановые задания в процессе производства (при изменении потребностей, корректировке заказов, недостатке ресурсов, отказах оборудования).

MRP стал альтернативой традиционному методу планирования заказов ресурсов по «точке заказа» и позволил преодолеть многие из его недостатков. Объяснялось это тем, что MRP не оперировал данными о потреблении в прошлом, а ориентировался на будущие потребности. Заказ на пополнение запасов формировался только на необходимое количество и только тогда, когда это было действительно необходимо. Метод предполагал зависимый спрос на всю номенклатуру, т.е. формирование заказов на сборочные единицы и комплектующие изделия происходило в зависимости от заказа на готовую продукцию. Алгоритм реализации метода MRP не только позволяет выдавать заказы на пополнение запасов, но и позволяет корректировать производственные задания с учетом изменяющейся потребности в готовых изделиях.

2-й стандарт — MRP II (Manufacturing Resource Planning) или планирование производственных ресурсов. Этот стандарт, относи­мый к 80-м гг., представляет собой стандарт MRP в соединении с элементами моделирования бизнес-процессов и обратными связями при планировании, разработанными под конкретный тип производства. Стандарт MRP II в большей степени ориентирован на средние по размеру организации.

3-й стандарт — ERP (Enterprise Resource Planning) или система планирования ресурсов организации относится к 90-м гг. Он представляет собой реализацию стандарта MRP II в совокупности с модулем финансового планирования и является более универсальным, поскольку может быть установлен как в промышленных организациях, так и в организациях сферы услуг (банки, страховые организации, образовательные учреждения).

ERP-системы могут быть рекомендованы к внедрению в организациях:

· крупных;

· со сложным типом производства;

· с разветвленной филиальной сетью;

· с большим ассортиментом выпускаемой продукции;

· с повышенным объемом складских операций.

Концепция ERP предложена аналитической фирмой Gartner-Group в начале 90-х гг. Она представляет собой систему планирования ресурсов организации, реализованная как комплекс интегрированных программных модулей с общей базой данных. Эксперты в области автоматизированных систем отмечают, что главное слово в названии этой концепции — «организация» или бизнес. Главная идея ERP-систем — интеграция всех подразделений и функций организации в единой компьютерной системе, которая предназначена для удовлетворения различных потребностей, учета интересов всех этих подразделений.

4-й стандарт — CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) или планирование ресурсов организации, синхронизированное на потребителя. Этот стандарт относится к концу 90-х гг. и представля­ет собой реализацию стандарта ERP в соединении с автоматизацией взаимодействия с клиентами. Если первые три стандарта КИС в большей степени ориентированы на внутренние бизнес-процессы организации, то CSRP выходит за рамки конкретной организации и акцентирует внимание на внешних бизнес-процессах.

5-й стандарт — ERP II (Enterprise Resource and Relationship Processing) или управление внутренними ресурсами и внешними связями организации. По определению Gartner Group, ERP II — это корпоративная информационная система, открытая для всех участ­ников, действующих в поле общих интересов бизнеса. Некоторые специалисты в области ИТ-технологий считают, что ERP II — это бизнес-стратегия организации, принадлежащей к определенной от­расли, и набор ключевых для данной отрасли приложений, помо­гающих клиентам и акционерам организации увеличивать стои­мость бизнеса за счет эффективной ИТ-поддержки и оптимизации операционных и финансовых процессов как внутри организации, так и во внешнем мире — в рамках сотрудничества с другими кор­порациями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: