Дисперсия рыночных долей

Существует еще ряд показателей, которые так же используются для оценки уровня концентрации в отрасли. К ним можно отнести дисперсию рыночных долей. Этот показатель используется для измерения степени неравенства размеров фирм, действующих на рынке.

, где – средняя рыночная доля.

Кроме показателя дисперсии может использоваться также показатель дисперсии логарифмов рыночных долей:

Показатель дисперсии рыночных долей отражает неравномерность распределения рыночных долей между фирмами. Чем больше неравномерность распределения долей, тем, при прочих равных, условиях более концентрированным является рынок.

Однако дисперсия не дает характеристику относительного размера фирм; для рынка с двумя фирмами одинакового размера и для рынка со 100 фирмами одинакового размера дисперсия в обоих случаях будет одинакова и равна нулю, но уровень концентрации будет, очевидно, различным. Поэтому дисперсию можно было бы применять как вспомогательный показатель для оценки неравенства в размерах фирм.

Коэффициент вариации размера фирмы на рынке равен V= σ/. Из равенств дисперсии рыночных долей и коэффициента вариации можно получить индекс Херфиндаля-Хиршмана или HHI = n σ2 + 1/n, где σ2 – дисперсия рыночных долей.

Подобное представление дает возможность разграничить влияние на индекс Херфиндаля Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними (через показатель дисперсии рыночных долей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: