Понятие избирательной системы и избирательного права

Решения Конституционного Суда Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

Конституционный Суд принимает решение по делу, оценивая:

· как буквальный смысл рассматриваемого акта,

· так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой,

· а также исходя из его места в системе правовых актов.

При этом Суд принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении.

Конституционный Суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда РФ в ″ Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации″.

Решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме в открытом заседании немедленно после его подписания.

Постановления и заключения Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в ″ Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации″, а при необходимости и в иных изданиях.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению.

Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Решение Конституционного Суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствованиеисполнениюрешения влечет ответственность, установленную федеральным законом. Конституцией РФ не предусмотрена возможность пересмотра Конституционным Судом РФ принимаемых им решений и образования для этого какого бы то ни было органа.

В случае если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции полностью или частично либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части.

В случае если решением Конституционного Суда нормативный акт признан не соответствующим Конституции полностью или частично либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании:

1) Правительство РФ не позднее трех месяцев после опубликованиярешения Суда вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке;

2) Президент РФ, Правительство РФ не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда отменяют свой нормативный акт и принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части;

3) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в течение шести месяцев после опубликования решения Суда вносит необходимые изменения в свою конституцию (устав), отменяет признанный неконституционным закон, принимает новый закон или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и дополнения в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта РФ вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда. Если по истечении шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ не будут приняты предусмотренные меры в связи с решением Конституционного Суда, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

4) высшее должностное лицо субъекта РФ не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Суда высшим должностным лицом не будут приняты предусмотренные меры, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

5) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции РФ договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, договор между органами государственной власти субъектов РФ, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносят в соответствующий договор изменения и дополнения или прекращают действие договора.

Признание не соответствующими Конституции РФ федерального закона, нормативного акта Президента РФ, Правительства РФ, договора или отдельных их положений является основаниемдля отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте либо договоре либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.

В случае если в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда аналогичный признанному неконституционным нормативный акт не будет отменен или изменен, а действие договора, аналогичного признанному неконституционным, не будет прекращено полностью или частично, уполномоченные федеральным законом государственный орган или должностное лицоприносят протест либо обращаются в суд с требованием о признании такого нормативного акта либо договора недействующим.


Тема № 13 «Избирательное право (избирательная система) РФ».

1. Понятие избирательной системы и избирательного права

2. Принципы проведения выборов в Российской Федерации

3. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков

4. Избирательные комиссии

5. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов

6. Предвыборная агитация

7. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование

8. Финансирование выборов. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Под избирательной системой в РФ понимается порядок выборов:

· Президента РФ,

· депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ,

· в иные федеральные государственные органы, избираемые непосредственно гражданами РФ,

· в органы государственной власти субъектов РФ,

· в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с ФЗ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права РФ, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются при выборах различных органов власти.

Однако термин " избирательное право " используется и как название одного из субъективных прав российских граждан.

В этом случае различается активное избирательное право - право избирать и пассивное избирательное право - право избираться.

Избирательное право РФ имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые но рмы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

1) Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов РФ;

2) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. (в ред. от 27.12.2009 г.) " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"; другие федеральные законы, а также законы субъектов РФ;

3) указы и распоряжения Президента РФ, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов РФ по вопросам организации и проведения выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.

Избирательная система и избирательное право РФ базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан РФ, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах.

Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: