Сущность, виды, аспекты адаптации персонала и управление адаптацией в организации

Основные вопросы собеседования и анкетирования при наборе кадров

Основные вопросы при собеседовании, чаще всего задаваемые работодателем:

1. Что вы знаете об этой работе, о нашей фирме?

2. Почему именно эта профессия вас интересует?

3. Что вы будете делать, если… (описание какой-то критической ситуации)

4. Опишите самого себя (как реклама товара, представьте себя в виде какой-то ценной вещи в упаковке…)

5. Что еще вы могли бы описать, рассказать о своем характере?

6. Каковы ваши сильные стороны?

7. Какой тип работы вам больше всего подходит? (в офисе, на улице, активная, энергоемкая, связанная с общением, ответственная, исполнительская, руководящая…)

8. Чем вы любите заниматься вне работы?

9. Какую работу вы больше всего не любите?

10. О каких личных достижениях в работе вы могли бы похвастаться?

11. Какое отношение имеет ваше образование или опыт работы к данной?

12. Каковы ваши главные цели в жизни?

13. Как вы планируете их достичь?

14. Какая зарплата вас удовлетворит?

15. В чем заключались Ваши обязанности на последнем месте работы?

Основные вопросы при собеседовании, чаще всего задаваемые работодателем:

1. Что вы знаете об этой работе, о нашей фирме?

2. Почему именно эта профессия вас интересует?

3. Что вы будете делать, если… (описание какой-то критической ситуации)

4. Опишите самого себя (как реклама товара, представьте себя в виде какой-то ценной вещи в упаковке…)

5. Что еще вы могли бы описать, рассказать о своем характере?

6. Каковы ваши сильные стороны?

7. Какой тип работы вам больше всего подходит? (в офисе, на улице, активная, энергоемкая, связанная с общением, ответственная, исполнительская, руководящая…)

8. Чем вы любите заниматься вне работы?

9. Какую работу вы больше всего не любите?

10. О каких личных достижениях в работе вы могли бы похвастаться?

11. Какое отношение имеет ваше образование или опыт работы к данной?

12. Каковы ваши главные цели в жизни?

13. Как вы планируете их достичь?

14. Какая зарплата вас удовлетворит?

15. В чем заключались Ваши обязанности на последнем месте работы?

В широком смысле адаптация — включение личности в но­вую для нее предметно-вещественную среду. В свою очередь трудовая адаптация персонала — это процесс приспособления работников к содержанию и условиям трудовой деятельности и непо­средственной социальной среде, а также совершенствование деловых и личных качеств работников. Структура трудовой адап­тации представлена на рис. 8.2.

Аспекты


Рис. 8.2. Составляющие аспекты трудовой адаптации

Выделяют два аспекта трудовой адаптации: первичная адап­тация (при первоначальном вхождении человека в трудовую дея­тельность) и вторичная адаптация (при переходе работника на пругое место или существенных изменениях производственной среды)- различают следующие виды адаптации.

Корпоративная — выявление общих стратегических целей и приоритетов предприятия, осознание места и роли организации на рынке, знакомство с отчетностью предприятия, знакомство с ос­новными конкурентами и ключевыми партнерами. Этот вид адап­тации направлен на приспособление к общей деятельности всей организации.

Профессиональная — повышение уровня (если необходимо) профессиональных навыков, изучение документации и требований предприятия, формирование профессиональных качеств личности, осознание ответственности. Данный аспект адаптации непосред­ственно связан с профессиональной деятельностью работника в организации.

Психофизиологическая — освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда, а также освоение новых требований тру­довой, производственной и технологической дисциплины 1 оавил трудового распорядка. Данный аспект включает приспособление к определенному режиму труда и отдыха и совокупности условий производства.

Социально-психологическая — включение работника в сложив­шуюся систему взаимоотношений коллектива, знакомство с его традициями, нормами жизни, правилами и ценностями. Это, в первую очередь, приспособление к неформальной организаци­онной структуре.

Организационная — знакомство с особенностями организаци­онного механизма управления, местом своего подразделения и Должности в общей системе целей и организационной структуре. у нового работника формируется понимание собственной роли в общем производственном процессе, он приспосабливается к орга­низационной структуре предприятия.

Экономическая — знакомство с экономическим механизмом Управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, условиями оплаты своего труда. Данный аспект подразумевает приспособление к действующей системе мотивации и сти­мулирования труда.

Культурно-бытовая — освоение особенностей организации знакомство с бытовой стороной пребывания на предприятии, тра^ дициями проведения свободного времени в коллективе.

Общественная — приспособление к возможностям обществен, ной деятельности в рамках предприятия (профсоюзы, организации молодежи).

Процессом адаптации необходимо управлять.

Контроль за процессом адаптации осуществляется путем опро­сов и определения уровня адаптации, установления и устранения причин, мешающих адаптации, и определение эффективности мер направленных на устранение негативных причин.

Управление адаптацией новых работников в коллективе — одна из важнейших задач, которую решает служба персонала. Недоста­точное внимание службы персонала к механизму адаптации новых работников может повлечь за собой недовольство работника орга­низацией, снижение производительности труда или уход из ком­пании. Для грамотного управления процессом адаптации служба управления персоналом разрабатывает программу адаптации с привлечением линейных руководителей.

Программа адаптации (метод) работников предприятия может включать следующие позиции с учетом конкретных задач организации, ис­полнителей и сроков:

- требования к адаптации для каждой группы новых работ­ников;

- перечень вопросов, обычно возникающих у новых работ­ников, и необходимых ему сведений;

- список предлагаемых новому работнику действий при про­хождении программы адаптации (испытательного срока);

- состав мероприятий первого дня нового работника (зна­комство с организацией, членами коллектива и т.п.);

- подготовка документов, необходимых новому работнику для ознакомления (миссия компании, история компании, описание корпоративной культуры и устав организации, положение о персонале, положение о подразделении, должностная инструкция, список работников с указанием должности и номеров телефонов, правила техники безопас­ности и т.п.);

- перечень специальных учебных мероприятий по освоению новых должностных обязанностей;

- критерии успешности прохождения испытательного срока, варианты его досрочного прекращения;.

- форма обратной связи от нового работника и его наставни­ка о ходе адаптационного периода (испытательного срока);.

- подведение итогов испытательного срока и перевода ново­го работника в основной штат.

Таким образом, конечной целью управления трудовой адапта­цией является создание условий для ее ускорения и закрепления кадров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: