Профотбор и его элементы в системе управления персоналом
Профотбор - процедура вероятностной оценки профпригодности человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профобязанностей.
В профотборе выделяют 4 компонента: медицинский, физиологический, педагогический и психологический.
По своей сути и критериям профотбор является социально-экономическим мероприятием, а по методам - медико-биологическим и психологическим.
Элементы профотбора: профориентация и профконсультация. Профориентация - это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности. Цели профориентации: оказание помощи молодым людям (в основном учащимся общеобразовательных школ) и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности.
|
|
Профконсультация – это процесс оказания психологической помощи в виде совета, в ходе которого осуществляется профориентация.
Методика проведения отбора персонала представлена на рисунке.
Рис. Методика проведения отбора персонала
Функция подбора и отбора персонала выделяется всеми руководителями организаций как основная. Процедура подбора и отбора персонала состоит из нескольких стадий (рис. 5.2).
Цель предварительной отборочной беседы — выявить общее соответствие умений, навыков и квалификации претендента предъявляемым требованиям, допуск к дальнейшим этапам отбора. Цель проверки профессиональных и личностных качесп"1 претендента состоит в получении информации для объективн, стандартизованной оценки качеств кандидатов на должность, составление их индивидуальных персонограмм. В табл.7.2 даны рекомендации по выбору методов оценки различных качеств.
Собеседование по отбору персонала состоит в обмене информацией между представителями организации и кандидатом на занятие вакантной должности. Специалисты выделяют три типа собеседований при найме персонала: биографическое, ситуационное, критериальное.
Какую бы форму ни принимало собеседование, оно всегда имеет четыре главные задачи:
1) проверить и дособрать подробную информацию о кандидате;
2) дать кандидату всю открытую информацию о его возможной будущей работе;
3) решить, сможет ли кандидат «вписаться» в сложившийся коллектив;
4) в случае принятия кандидата убедить его в правильности сделанного выбора.
|
|
Во время собеседования специалист по управлению персоналом оценивает кандидата по следующим критериям:
1. Насколько внимателен и отзывчив кандидат;
2. Способен ли делать правильные выводы и заключения в процессе собеседования;
3. Показывает ли хорошую интеллектуальную глубину в процессе общения или же он глуповат;
4. Насколько может разрешить проблемные ситуации;
5. Насколько подвержен стрессу и давлению.
Право принятия решения о найме принадлежит непосредственно руководителю функциональной сферы, в которой образовалась вакансия, и руководителю организации. Найм на работу оформляется заключением /прудового договора и приказом о приеме на работу.