Президентский режим

При президентском режиме, типичным примером кото­рого является форма правления США, президент выступает одновременно главой и государства, и правительства. Эта


форма предусматривает прямое избрание всеми гражданами на всеобщих выборах главы исполнительной власти (хотя формально считается, что президента США избирают вы­борщики, однако их количество все же определяется числом поданных за них в каждом штате голосов избирателей). Пос­ле победы на выборах президент по своему усмотрению фор­мирует правительство или кабинет министров. Правда, кан­дидаты на ряд ключевых постов должны быть утверждены законодательным собранием. Здесь ответственность прави­тельства, выполняющего роль своего рода «личного штаба» президента, отступает на второй план по сравнению с лояль­ностью его членов в отношении президента.

При американской президентской форме правления не­которыми особенностями характеризуются и выборы в кон­гресс. Согласно конституции США конгресс состоит из двух палат: верхней — сената и нижней — палаты представите­лей. Сенаторы избираются на шесть лет от штатов в целом, а члены палаты представителей на два года главным образом от так называемых конгрессистских дистриктов, т.е. окру­гов, а в ряде случаев и от штатов в целом. От каждого штата независимо от численности населения избираются по два сенатора, которые рассматриваются в качестве представите­лей штатов как территориально-административных единиц.

Палата представителей состоит из конгрессменов, избира­емых жителями штатов, и их число определяется в зависимос­ти от численности населения этих штатов. С 1912 г. общее число членов палаты представителей определилось в 435 че­ловек. Для президентского режима, особенно американского, характерны так называемые феномены «раздельного голосо­вания» и «раздельного правления». Суть первого состоит в том, что значительные контингенты избирателей, голосуя за кандидата «своей» партии на пост президента страны, по списку кандидатов в законодательное собрание могут поддер­жать представителей конкурирующей партии. В США канди­даты на пост президента от Республиканской партии часто по­беждали за счет привлечения на свою сто-рону сторонников Демократической партии, и наоборот. Именно этим обстоя­тельством объясняется феномен «раздельного правления». В США это такое положение, когда Белый дом в Вашингтоне возглавляет представитель одной партии, в то время как в од­ной или в обеих палатах конгресса большинство принадлежит соперничающей партии. Это, естественно, создает определен­ные проблемы для президента при решении тех или иных клю­чевых проблем внутренней и внешней политики.





О характере различий в процедурах формирования пра­вительств победившими партиями наглядное представление можно составить, сравнив эти процедуры в классической президентской системе США и классической парламентс­кой системе Великобритании. При парламентской системе каждая партийная фракция в парламенте выступает как еди­ная команда, в которой все члены придерживаются более или менее строгой дисциплины. Поскольку на выборах из­биратели голосуют большей частью за партийный список, а не за конкретного кандидата, то депутат, выступивший про­тив линии партии, рискует быть исключенным из нее. Здесь партия большинства контролирует и законодательную, и исполнительную власть.

В Великобритании, например, премьер-министр, кото­рый, получив мандат от электората и сосредоточив в своих руках функции руководства партией и кабинетом, правит через парламент. Он, равно как и возглавляемый им кабинет, ответственен перед парламентом. В случае вотума недоверия или каких-либо других чрезвычайных обстоятельств пре­мьер-министр вправе распустить парламент и назначить но­вые выборы. В США же президент осуществляет реальный контроль над федеральной администрацией. Он не является лидером партии в европейском смысле слова. Фактически властные функции распределены между президентом и кон­грессом, внутри конгресса — между палатами, а внутри па­лат — между десятками постоянных комитетов, располага­ющих значительной состоятельностью и самостоятельностью.

В отличие от британского премьер-министра американский президент правит не через конгресс, а вместе с конгрессом. Хотя президент лишь формально считается главой партии, он не является таковым юридически. Активисты партии и поддер­жавшие ее кандидата избиратели ожидают от президента реа­лизации программы, с которой он пришел к власти. Для этого президент должен создать кабинет министров, которые прини­мают его программу и способны провести ее в жизнь. Он дол­жен также укомплектовать штат Белого дома, призванный со­действовать достижению этой цели.

Принято считать, что президент США должен быть выше партий и межпартийных конфликтов. В своей первой инаугу-рационной речи третий президент США Т. Джефферсон произ­нес ставшую знаменитой фразу: «Любое расхождение в мнени­ях не есть расхождение в принципах. Различаясь по названию, мы являемся приверженцами одного и того же принципа. Все мы — республиканцы, все мы — федералисты».


Некоторые авторы выделяют также «ультрапрезидент­скую» форму правления, где достигнута наибольшая незави­симость президента от высшего законодательного собрания. Следует отметить, что такой оборот событий, в сущности, коренится в самом способе избрания президента всеобщим прямым голосованием, что ставит его в независимое от пар­ламента положение, поскольку парламент в принципе ли­шен возможности оказывать какое бы то ни было влияние на исход выборов.

Показательно, что в 1970—1980-х гг., в условиях неуклон­ного усиления реальных прерогатив в руках исполнительной власти многие аналитики не без оснований забили тревогу относительно наметившихся авторитарных тенденций в ряде индустриально развитых стран. Так, известный амери­канский историк и политолог A.M. Шлезингер-мл. написал объемистый труд под красноречивым названием «Импер­ское президентство». В нем речь шла о том, что президент США по объему сосредоточившихся в его руках реальных властных полномочий далеко превзошел многих монархов и императоров прошлого. М. Дюверже, используя схожие ар­гументы, характеризовал режим, установленный Ш. де Гол-лем во Франции, как республиканскую монархию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: