Вопрос №3. Его органы и характерные черты

Его органы и характерные черты

Вопрос №2

Киевское государство в конце X-XI веков:

Князь – высший орган, глава государства. Пользовался универсальными полномочиями, но не владел (отсутствие) религиозной функцией.

Около 970 г. при князе Святославе зарождается семейно-родовое управление: старший из Рюриковичей превращается в Великого князя Киевского и поручает управление регионами своим ближайшим родственникам – сыновьям и младшим братьям.

ВЛАСТЬ В создании семейно-родового управления присутствует историческая тенденция приближения власти к населению.

семья

родственники

НАРОД

Дружина – непосредственно подчинённый князю государственный орган, представляющий собой профессиональную и наилучше вооружённую часть войска. Именно ей можно было исполнять функции сбора налогов, следствия и исполнения наказаний. Таким образом, для ранней государственности характерно неотделённость аппарата управления от аппарата принуждения.

В самом конце Х века князь Владимир предоставил дружине «думать с князем» – право совета князю. Тем самым дружине было предоставлено участие в обеспечении обратной связи государства с обществом. Дружина ездит вместо князя за данью на погосты.

Вместе с тем дружинник был и вольным человеком, но находился на обеспечении князя.

«Старцы градские» - старшие в городе, наиболее богаты и наиболее авторитетные люди в градском обществе, за которыми закреплялись функции – выражать и защищать интересы и запросы общества.

Для исполнения этой функции «старцы градские» пользовались правом выражения (ремонстрации) и правом совету князю.

Церковь – государственный орган, имевший территориально иерархическую (расположение лиц и органов по старшинству – вертикаль власти (сейчас)) организацию, высшие представители которой рано получили и сохраняли право совета князьям.

ИЕРОС – старший ИПАРХИЯ

АРХОС – сласть ЕП(ИСКОП)

Приход ← прихожане (исповедь)

Прихожане → Священник →Епископ → Митрополит → Князь.

Благодаря такой организации церковь сыграла свою роль в обеспечении обратной связи государства с обществом.

Таким образом, Киевское государство в конце Х-ХI вв. имело форму семейно – родовой монархии. В ней, кроме князя и его семьи, государственными органами выступали высшие группы общества, сложившиеся в результате имущественного расслоения и разделения труда.

В таком государстве власть князя не была абсолютной и носила открытый характер.

ab – без solution – решение, условие

Источники права и их место в становлении Древнерусской правовой системе (до начала XI века)

Как и в других странах, основой правовой системы на Руси являлось обычное право. Обычное право возникает в глубокой древности путём осмысления, осознания общностью (обществом) последствий человеческих действий и поступков. В этом общность руководствуется инстинктом коллективного самосохранения.

Те действия и поступки, последствия которых ослабляли общность или вели к её сокращению, подвергались полному и всеобщему запрету – ТАБУ.

Запрещённые действия более не повторяются, а поэтому запрещаются причины, породившие запрет. Норма поддерживается давностью применения и культом предков.

ТГП: ПРАВО Локальная общность – случайные

↑ беспорядочные общности.

НОРМА

ПОРЯДОК СКОТ – деньги (Др. русск).

ДОГОВОР

Таким образом, соблюдение нормы превращалось в социальную привычку – обычай. Именно обычай есть исторически первый источник права.

Субъектом обычного права выступает чаще всего общность, социум, коллектив – род или семья.

Важнейшими инструментами обычного права являются:

1. Кровная месть – как средство предупреждать рост преступности;

2. Её более поздняя альтернатива – ВИРА, возмещение, компенсация за убитого (за причинённое зло требовать возмещение).

Изгойство как средство обеспечить силу обычаев внутри общности без участия государства.

Индивидуализация хозяйственной деятельности, а с нею повышение ценности индивида, сопровождаются разрушением замкнутости локальной общности и расширению связи между ними. Данные естественные изменения, во – первых, ослабляют эффективность тех средств, с помощью которых каждая общность поддерживает действенность своих норм; во – вторых, нарастает потребность в нормах обязательных для нескольких общностей. По мере проявления обеих общественных нужд нарастает взаимодействие общностей между собой и ускоряется естественная их организация в государстве. Формируясь, государство превращает норму в правило, являющееся содержание закона, который отличается всеобщностью и приводится в действие государством посредствам принуждения (с помощью насилия). Так рождается 4-ый признак государства – законодательство и государственная функция поддержания законности (применение легитимности насилия есть монополия государства и родовой признак государства).

ПРАВО → ЗАКОН

↑ ↑(содержание закона)

НОРМА→ПРАВИЛО

Изначально государство издает законы тем же способом и теми же средствами, какими располагает общество, то есть устно, обнародуя их по средствам молвы. Так складывается устное законодательство.

Реформа князя Владимира, как неудавшиеся попытка, установления на Руси смертной казни.

Епископи – Коши ПРАВО → ЗАКОН

↑ ↑

НОРМА→ПРАВИЛО

Потребность стабилизировать законодательство, предупреждать отступления от него и обеспечить ему общедоступность, можно рассматривать как факты к переизданию закона в виде письменных публичных (для всего общества) актов (Закон един для всех, закон одинаков для каждого).

На смену устного законодательства приходит письменное, служащее средством для общества противодействия со стороны государства и его агентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: