Резьбовые соединения

Общие понятия

При сборке агрегатов отдельные детали соединяют в подгруппы и узлы, которые затем собирают в агрегаты.

Агрегаты собирают и разбирают двумя способами: 1) на стационарных постах (стационарная сборка); 2) на подвижных постах поточной линии (поточная сборка). Подробно указанные способы организации процесса сборки (разборки) были рассмотрены в § 4.

Процессы сборки узлов и агрегатов состоят из многих операций. Вместе с тем большинство представляют собой однотипные повторяющиеся работы. К таким работам относятся: сборка соединений резьбовых, шпоночных, конусных и зубчатых (шлицевых), прессовых, сборка шестеренчатых передач (цилиндрических и конических), а также монтаж шариковых и роликовых подшипников, сборка заклепочных соединений, сварка, пайка, склеивание и др. Рассмотрим эти виды сборочных работ.

Значительную часть сборочных работ (до 30%) составляют резьбовые соединения деталей. К ним относятся соединения, выполняемые с помощью шпилек, болтов, винтов и т.п. Сборка резьбовых соединений при помощи шпилек начинается с ввертывания шпилек в резьбовые отверстия корпусных деталей (блок цилиндров двигателя, картеры агрегатов и др.).

Шпильки ставят с помощью специальных ключей.

При постановке шпилек необходимо соблюдать следующие основные требования:

1) шпилька должна иметь в корпусе достаточно плотную посадку, чтобы при свинчивании с нее даже туго посаженной гайки шпилька не вывинчивалась из корпуса;

2) в некоторых случаях, в соответствии с техническими условиями, перед завинчиванием шпильки смазывают суриком, шеллаком и т.п. Например, шпильки крепления головки блока двигателя ГАЗ устанавливают на сурике, а шпильки крепления водяного насоса— на шеллаке;

3) после завинчивания шпилька должна выступать над поверхностью детали на определенную высоту. Для контроля длины выступающей части шпильки применяют специальные шаблоны;

4) шпилька должна быть перпендикулярна плоскости детали, в которую она ввернута. При сборке резьбовых соединений много времени занимает завинчивание болтов, винтов, шпилек и навинчивание гаек, поэтому при выполнении этих операций следует широко использовать механизированный инструмент (см. § 5).

Для нормальной работы собранного узла или механизма большое значение имеет обеспечение необходимой затяжки резьбового соеди­нения и его стопорение.

Затяжка резьбового соединения зависит от величины крутящего момента, прикладываемого к болту или гайке.

Для ответственных резьбовых соединений (болтов крепления крышек коренных и шатунных подшипников, гаек шпилек крепления головки блока цилиндров и др.) величина необходимого момента затяжки указывается в технических условиях на сборку.

При сборке резьбового соединения болты или гайки сначала завертывают обычным коловоротным или торцовым ключом, а затем окончательно затягивают динамометрическим ключом.

При завертывании болтов и гаек с помощью механизированного инструмента применяют специальные ключи, автоматически выключающиеся после достижения установленного момента затяжки.

В многоболтовых соединениях во избежание коробления соединяемых деталей затяжку болтов и гаек следует производить в определенной последовательности, которая обычно указывается в технических условиях на сборку.

При сборке под гайки и головки болтов необходимо поставить предусмотренные конструкцией данного соединения шайбы. В ряде случаев после сборки резьбовое соединение должно быть застопорено.

При стопорении проволокой нескольких болтов ее необходимо, затягивать так, чтобы отвертывание одного болта вызывало затягивание других. Таким образом обеспечивается надежное' стопорение всех болтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: