Граждане и не-граждане

Религии.

· Зороастризм. Основная религия.Унаследован от парфян.Глава жрецов – мобед. Зороастрийское духовенство – значительная политическая сила. Вплоть до маздакитского восстания вместе с родовой аристократией рулят. При Сасанидах кодифицирована Авеста.

· Христианство. Появляется в Иране ещё в парфянский период, в осн. на З. Сасаниды воюют с Византитей => когда на соборе 431 в Эфесе осуждается несторианская ересь, все они – в Иран.[2] III в. – в рез. смешения зороастризма и хр. – манихейство (Мани).

· Иудаизм. Есть евреи – есть иудаизм.

· Буддизм. Есть кое-где на В.

4.3. Экономика. Рабы есть, но роль их не велика. Основные производители – рамы (общинники). Вариация природных условий в пределах державы С. => делится на земледельческую и кочевую.

· Земледелие – в полит. центре (Месопотамия), т.к. там земля, Тигр и Евфрат, традиция. Ячмень, пшеница. Финиковая пальма. Кое где – рис и сахерный тростник. Естественно, подсобное скотоводство.

· Кочевники – на периферии, но есть и в центре.

4.4. Города. Их процветание, в отличие от Европы. Если при Селевкидах и Парфянах – самоуправление а-ля полис, то при Сасанидах – шахские наместники. Тизбон – столица, на месте будущего Багдада.

4.5. Феодализм. Критерий перехода от древнего общества к СВ. Наши: при Сасанидах в Иране складывается Ф. Буржуазная историография: Ф. есть уже при Ахеменидах. Периханян А.Г. (последнее исследование): ранние Сасаниды немногим отличаются от Парфян, Ф. всё ещё нет. Ф. начинается с поздних Сасанидов.

4.6. Реформы Хосрова I. Общее направление – централизация.

· Административная реформа.

· Рост роли чиновничества (дабиры).

· Ликвидация сословий, кроме жреческого.

· Налоговая реформа.

· Жёсткая ставка поземельного налога (хораг) в зависимости от обрабатываемой S.

· Регулярная подушная подать в зависимости от имущественного положения.

5. Социальная структура.

5.1. Полиэтничность. Различий особых нет, но этносы всё равно разные. Эта черта – в наследство от Парфянской державы. Отсюда и децентрализованность. Есть евреи, арамейцы, арабы.

5.2. Неодинаковый уровень политического и социального развития разных народов.

5.3. Кочевники. В осн. на периферии. Полунезависимы. Этнически – иранцы. Зовутся курдами.

5.4. Родовая знать. Несколько унаследованных от парфян родов: Сурены, Карены, Михраниды и др. Рулит всем вместе с мобедами.

5.5. Сословия (пешак). А-ля индийские варны. Жрецы, войны, земледельцы, ремесленники. Постепенно выделяются «главы сословий». Этим не довольны остальные, к VI в. это недовольство выливается в маздакитское восстание.

5.7. Гражданская община (наф). Первоначально однородна. Постепенно выделяются простонародье (рам – основной производитель) и верхи (дехкане). Последние в ходе маздакитского восстания смешиваются со старой родовой аристократией, а потом и вытесняют её.

38. Япония в период междоусобных войн XV-XVI вв.

Хронология. СёгунатАсикага (1338 -1573).

Формирование независмых княжеств. 15 век - окончательно сформировались княжества. Князь теперь полновластный феодал на своей земле. Постепенно кодифицируется общинное право - сельские уставы. Важная тенденция строительства замков. В 1457 году заложен замок, из которого потом вырос Эдо (Токио). Рост торговли и появление городского самоуправления (старейшины). Губернаторы на местах борятся с объединившимися в лигу феодалами (богатыми самураями и младшими сыновьями знатных домов).

Политика сёгунов Асикага. Активная выгодная торговля с Китаем. Торговые миссии. Вывозят мечи, медь, серу, веера, ширмы. Ввозят ткани, шёлк, серебряные монеты. Ввели влиятетельную должность канре (зам.сёгун).

Начало разборок (1441). Сёгун Ёсинори отнял земли у губернатора Акамацу, тот подумал, да и убил его (1441 год). Особенно активен дом Хосокава.

Эпоха воюющих провинций (1467-1568). Воюют в основном вокруг Киото, порядком его разрушили, Асикага проиграли. Восстают целые провинции. Ямасиро в 1485 году. Торговля там высокоразвитая, в основном оптовая. Крестьяне действуют сходками, требуют конца разборок, вывода войск и возвращения земель владельцам. Уменьшили налоги, создали своё ополчение. Но с 1488 главные богатеи решили переметнуться к феодалам, произошёл раскол и к 1494 всех подавили. Также популярны движения за отмену всех долгов и религиозные `славен Амида-Будда`. Религиозная секта Икко (из провинции Микава).

Итоги. В итоге губернаторы и крестьяне ослабли так сильно, что власть оказалась у родовитых феодальных князей, отменивших всю вотчинность к чертям собачьим. Князья эти стали даймё.

Колонизаторы. 1543 приплыли португальцы, 1546 испанцы. Огнестрельное оружие и христианство. Контакты тесные, во многом ради удачной торговли князья принимают христианство (знаменитая миссия иезуита Франциска Ксавьера, кореша самого Игнация Лойолы). Новая тенденция к объедиению страны. Три богатыря Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси, Токугава Иэясу.

Объединение. Ода известен своей крутой антирелигиозностью (сжёг святыню на горе Хиэй - оплот религиозной оппозиции) и введением рисового налога. Чеканил монету,покупал огнестрельное оружие. Обложил налогами подконтрольные города (чуть ли не полЯпонии). В итоге на него попёрли части из своих же войск вместе с очередными восставшими. В 1582 он самоубился в киотском храме.

Тоётоми Хидэёси (1568). Опять рисовые налоги, лично подконтрольные ему Нагасаки, Осака, Киото. Второй раз прикрепил крестьян к земле. По новой переписи заставил земельных крестьян жить на месте, безземельным разрешил искать себе местечко. Указ 1588 года - охота за мечами, запрет крестьянам носить любое оружие. Установил трёхсословную структуру.Самураи, крестьяне, горожане. Постепенно сворачивается миссионерство (1587 год). Антихристианские указы. Личные купцы поставщики сёгуна - Кониси, Харада, Симай. В 1592ого вторглись в Корею и гнали ускоглазых до самого Сеула. Но - тяготы войны плохо сказались на экономике. После смерти Хидэёси началась реальная борьба за власть между его сыном и Токугава Иэясу. Последний из крупнейших всплесков.

39. Народные движения в Сасанидском государстве, их характер и особенности.

1. Маздакитское восстание. 528-529. Маздак – иранец, из жреческого сословия.

· Причины. Недовольство народа выделением глав сословий и общинной верхушки, засильем старой родовой аристократии и зороастрийского жречества. С другой строны – желание обинной верхушки (дехкане) занять место старой родовой аристократии.

· Лозунги. Сословное и имущественное равенство. Возвращение к древним общинным порядкам. Ведущая роль – дехкане (хотят занять место родовой знати).

· Движущие силы. Сложны и полиэтничны. Вытекают из лозунгов.

· Ход. Маздак восстал. Движение не очень радикально => учение его принимает шаханшах Кобад. Родовая знать и жречество в ответ – дворцовый переворот. Кобад через пару лет восстановился на престоле => репрессии => радиализация движения => инициативу перехватывает сын Кобада Хосров I (которого реформы). Привлекает на свою сторону духовенство и душит восстание, Маздака закопал живьём.

· Итоги. Переход к поздним Сасанидам. В выигрыше – дерхане (вместо старой родовой аристократии) => предпосылки к феодализации => центробежным стремлениям в противоположность реформам Хосрова I. Формальная неизменность сословий, но на деле их разрушение (кроме духовенства). Централизация власти.

40. Попытки объединения Японии во второй половине XVI-начале XVII в.

Три богатыря Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси, Токугава Иэясу.

Объединение. Ода Нобунага известен своей крутой антирелигиозностью (сжёг святыню на горе Хиэй - оплот религиозной оппозиции) и введением рисового налога. Чеканил монету,покупал огнестрельное оружие. Обложил налогами подконтрольные города (чуть ли не полЯпонии). В итоге на него попёрли части из своих же войск вместе с очередными восставшими. В 1582 он самоубился в киотском храме.

Тоётоми Хидэёси (1568). Опять рисовые налоги, лично подконтрольные ему Нагасаки, Осака, Киото. Второй раз прикрепил крестьян к земле. По новой переписи заставил земельных крестьян жить на месте, безземельным разрешил искать себе местечко. Указ 1588 года - охота за мечами, запрет крестьянам носить любое оружие. Установил трёхсословную структуру.Самураи, крестьяне, горожане. Постепенно сворачивается миссионерство (1587 год). Антихристианские указы. Личные купцы поставщики сёгуна - Кониси, Харада, Симай. В 1592ого вторглись в Корею и гнали ускоглазых до самого Сеула. Но - тяготы войны плохо сказались на экономике. После смерти Хидэёси началась реальная борьба за власть между его сыном и Токугава Иэясу. С 1603 – Токугава.

41. Возникновение ислама и образование общеарабского государства.

1. Прелюдия. Тесно связаны, поэтому в одном билете. Политическая власть распространяется через власть религиозную и на ней построена: бедуину легче признать власть Аллаха, чем вождя соседнего племени. Связь этатизации с религией. И всё же: каковы критерии государства? Начиная с политического признания (628)? Начиная с реформы Омара (638)?

2. География. Центр будщего гос-ва – в Аравии. Это периферия Сасанидской империи, задворки истории. 3 000 000 км2. Рек нет. Делится на 2 неравные части: Йемен и Хадрамаут (1/8 территории, но 1/2 населения) – муссоны, полный Ташкент => земледельческая civ, остальные 7/8 территории пригодны только для кочевого и полукочевого скотоводства, охоты. Хеджаз – З приморские территории, здесь города. Неджд – пустынная часть, здесь бедуины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: