На современных судах в машинном отделении находится звукоизолированная выго
родка – ЦПУ (центральный пост управления), в котором размещен пульт управления су-
довыми техническими средствами (рис. 8.12, а) - главным двигателем и его системами, общесудовыми системами и др., большая часть из которых расположена в МО.
В этот пульт встроены различного рода системы управления и информационно-из-
мерительные системы, контролирующие параметры СТС и выдающие информацию на главный дисплей ЦПУ (рис. 8.12, б).
Fig. 8.12. Тhe engine control room or сentral control station (a); main engine and auxi
liary machinery data display (б)
Рис. 8.12. Центральный посту управления (а); дисплей для вывода параметров главного двигателя и вспомогательных механизмов в ЦПУ (б)
Устройство самодиагностики, встроенное в пульт, позволяет через спутник переда-
вать информацию о неисправностях в береговую автоматизированную систему сбора и обработки информации, с последующим принятием необходимых для судна мер.
На некоторых судах (не очень новых) для контроля параметров СТС и вывода ин-
|
|
формации о них используются отдельные щиты (рис. 8.13, а) и панели (рис. 8.13, б).
Fig.8.13. Ballast tanks water level checking panel (а); вilgepumps control system
panel (б)
Рис. 8.13. Шит замера уровня воды балластных танков (а); панель системы управления осушительными насосами
Также могут выполняться в виде отдельных панелей системы контроля и сигнализа
ции критических параметров главного двигателя (аварийное уменьшение скорости главно-
го двигателя, увеличение температуры масла и выпускных газов, уменьшение давления масла и охлаждающей воды) (рис. 8.14, а).
Fig. 8.14. Signal system of main engine critical data (a); сontrollable pitch propeller control panel (б)
Рис. 8.14. Система сигнализации критических параметров главного двигателя (а);
пульт контроля и управления винтом регулируемого шага (б)
Часто в ЦПУ располагают в виде отдельного устройства пульт контроля и управле-
ния ВРШ (винтом регулируемого шага - рис. 8.14, б).
§8.7. Классы автоматизации судов
В начале 60-х годов численность экипажей на судах составляла 50-60 человек.
Это объяснялось двумя причинами:
1. низким уровнем автоматизации СТС;
2. необходимостью выполнения ремонтных работ силами экипажа.
Стремление повысить безопасность мореплавання (надежность судна) и облегчить работу экипажа привело к широкому внедрению автоматики на судах и одновременно –
к сокращению численности экипажей.
Один из путей такого сокращения – уменьшение состава машинной команды за счёт автоматизации СЭУ.
Сокращать палубную команду опасно – на ходу на мостике постоянно должны на-
ходиться вахтенные помощник и матрос, здесь экономить на людях нельзя.
|
|
В настоящее время, в зависимости от уровня автоматизацииСЭУ (главного дви-
гателя), принята международная система обозначения класса автоматизации судов - А1, А2 и А3.
При этом:
1. на судах класса А1 постоянная вахта в ЦПУ и МО не несется как на ходу, так и на стоянке;
2. на судах класса А2 постоянная вахта на ходу несется в ЦПУ и не несется в МО;
при этом мощность СЭУ – свыше 2250 кВт;
3. на судах класса АЗ постоянная вахта на ходу несется в ЦПУ и не несется в МО;
при этом мощность СЭУ – менее 2250 кВт.
Иначе говоря, классы А2 и А3 отличаются только мощностью СЭУ – свыше 2250 кВт для класса А2 и менее 2250 кВт для класса А3, но имеют одинаковый объем автома-
тизации СЭУ, при котором нужна постоянная вахта в ЦПУ и не нужна в МО.
С начала 90-х годов ХХ века на судах стали использовать компьютерные сети, в со-
став которых входили несколько локальных и один центральный (на навигационном мо-
стике) компьютер.
Для классификации таких судов Правила Регистра предусматривает буквенные до
полнения после цифрового обозначения класса автоматизации, а именно: «К» или «И».
Буква «К» - это первая буква слова «компьютер» и обозначает, что система управ-
ления судовой энергетической установкой построена на основе компьютеров (одного цен
трального и нескольких локальных).
Компьютер (от лат. слова «соmрutо» - считаю, вычисляю) – принятое в научно-популярной и научной литературе название ЭВМ (электронная вычислительная машина)
Буква «И» - это первая буква слова «интеграл» и обозначает, что система управ-
ления судовой энергетической установкой (СУ СЭУ) интегрирована (встроена, является составной частью) в общесудовую систему управления (ОССУ). Иначе говоря СУ СЭУ является подсистемой по отношению к ОССУ.
В состав ОСУ, кроме СУ СЭУ, входят несколько других, например, система управ-
ления навигационным комплексом, система управления грузовыми операциями (на танке-
рах) и др.
Для высокоскоростных судов – на подводных крыльях (СПК) и воздушной подуш
ке (СВП) обозначение класса автоматизации имеет дополнение в виде буквы «с»: Ас.