Развитие конкуренции

Наиболее важная область соперничества производителей – рынки сбыта и потребления. Например, потеря 10%-ной доли рынка, как правило, влечет за собой снижение нормы прибыли на 5-6%. Недооценка конкурента в борьбе за потребителя приводила даже крупнейшие компании к значительным потерям, а иногда и к кризисам.

Наряду с борьбой за рынки сбыта возрастает конкуренция за сырьевые рынки, трудовые ресурсы, капитал, право использования научно-технических изобретений. Особенно обострилась в последнее время конкуренция в области трудовых ресурсов и научно-технических нововведений. Это связано со значительно возросшей наукоемкостью производства.

Национальные системы образования развитых стран не могут в полной мере удовлетворить возросшие потребности фирм в высококвалифицированных кадрах. Для решения этой проблемы компании прибегают к различным способам – от создания собственных высших учебных заведений до переманивания кадров из других компаний и даже из других стран.

Научно-техническая революция обострила до предела и конкурентную борьбу в области науки и техники. Постоянное совершенствование стало неотьемлемым условием процветания фирмы. Научное открытие или принципиально новый товар может вознести компанию на вершину успеха (как, например, в 1975 году бытовой цветной видеомагнитофон с форматом записи Betamax фирму Sony), но такое же открытие конкурента может перечеркнуть все многолетние усилия фирмы (в 1980 г. формат видеозаписи VHS (Video Home System) японской компании JVC вытеснил Betamax с рынка).

Однако конкуренция не всегда связана непосредственно с борьбой. Все чаще она косвенно воздействует на рынок. В подтверждение этому можно привести пример, когда IBM опубликовала технические характеристики персонального компьютера типа IBM PC, положившего начало семейству наиболее распространенных современных персональных компьютеров в 1981 году, задолго до появления самого компьютера на рынке с целью привлечения сторонних разработчиков к подготовке программного обеспечения. Более того, IBM передала ряд интегральных схем одному из своих основных конкурентов – компании Digital Equipment Corporation (DEC) (занималась производством мини-ЭВМ), подготовив, таким образом, рынок для восприятия своей продукции, и в конечном итоге стала законодателем стандартов в области персональных компьютеров.

В 1979 г. в период кризиса компании Chrysler Group LLC (Крайслер) основные конкуренты, компании General Motors (GM) и Ford Motor Company, в конце концов, поддержали «Крайслер» в вопросе получения государственного кредита. Причину данного поступка впоследствии объяснил председатель правления корпорации «Крайслер» Ли Якокка (род. 1924 г.) в книге «Карьера менеджера»: "Лишь импорт мог бы удовлетворить внезапно возросший неудовлетворенный спрос на малогабаритные автомобили. Поэтому крушение фирмы «Крайслер» привело бы не только к увеличению импорта в Америку таких автомобилей, но и к «экспорту» рабочих мест автопромышленности…, если «Крайслер» обанкротится... десятки рабочих мест будут потеряны для Америки и перейдут к Японии". Таким образом, General Motors и Ford не захотели иметь под боком таких конкурентов как Mitsubishi Group и Toyota Motor Corporation.

Соглашения, подобные объединению членов «Большой тройки» американского автобизнеса против внешних конкурентов, стали довольно типичной чертой современной конкуренции.

Господство монополий не только ограничило свободу конкуренции, но и ужесточило её характер. В последние десятилетия значительные технологические сдвиги в производстве уменьшили преимущества крупносерийного производства, а рентабельность мелкого предприятия существенно возросла за счет его гибкости и приспособляемости к динамично меняющемуся рынку. В мелких и средних фирмах сильней дух предприимчивости, склонность к риску. Они более восприимчивы к техническим новинкам, обеспечивают быструю окупаемость затрат. В них выше цена успеха и потерь и поэтому сильнее хозяйственные мотивации. В результате значительного возрастания удельного веса мелкого бизнеса на мировом капиталистическом рынке соперничество между крупными монополиями ныне соседствует с борьбой средних, мелких и даже мельчайших фирм.

Конкуренция приобретает все более широкий международный характер, появляются новые формы и методы конкурентной борьбы, например, получает развитие неценовая конкуренция, основанная на предложении новых, более совершенных товаров, более разнообразных сопутствующих услуг, использовании более широкой и изобретательной рекламы; активизирующее воздействие оказывает научно-технический прогресс. Все это придает конкуренции особую остроту.

Повышается роль конкуренции и в инвестиционной деятельности. Конкуренция, направленная на удержание рыночных позиций и получение сверхприбыли, будет все больше вытесняться соперничеством, которое связывает успех предприятия, прежде всего, с внедрением нововведений, поиском новых рыночных ниш, умелой адаптацией к меняющейся экономической среде. Высокое качество и быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции становятся в условиях рыночной экономики важнейшим фактором конкурентоспособности предприятий независимо от форм собственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: