Критерии оценок
В соответствии с охарактеризованными типами шкал, возникает вопрос: каковы критерии выбора оценок и соответствующих шкал?
Согласно В.М. Зациорскому, в основе оценки могут лежать два критерия.
Первый критерий — оценка должна быть справедливой. За результаты тестов равной трудности присваивается равное число очков, а при заданиях неравной трудности дается тем больше очков, чем выше трудность достижении.
Второй критерий — оценка должна приводить к практически полезным результатам.
Эти критерии не всегда совместимы.
Итак, если не иметь цели, ради которой применяется та или иная система оценок (шкал), то нельзя и сказать, какая из них лучше или хуже. Вместе с тем наиболее справедлива система оценок, в которой одинаковым числом очков оцениваются результаты разных тестов, доступные, скажем, 50% мальчиков 10 лет. Согласно этому критерию все мировые рекорды эквивалентны и должны оцениваться равным числом очков; эквивалентны 100-е результаты в списках сильнейших спортсменов и т.д. Отсюда и должны изменяться таблицы очков по видам спорта в зависимости от уровня высших мировых достижении.
Например, результаты теста прыжка в длину с места 140 — 160 см и бега на 900 — 1050 м за 6 мин у мальчиков 10 лет являются равными (эквивалентными) именно по этому критерию. В противном случае трудно было бы сказать, что легче: в 10 лет прыгнуть в длину с места на указанную отметку или пробежать за 6 мин названное число метров.
Лекция |
Шкалы оценок
В этом разделе Вы познакомитесь с наиболее распространенными шкалами оценок, используемых в области физического воспитания и спорта
С |
огласно критерию, по которому эквивалентными считаются достижения тестов, доступные одинаковому числу людей одного пола и возраста построены наиболее распространенные шкалы.
В практике физического воспитания наибольшее распространение имеют, по-видимому, стандартные шкалы, которые основаны на том, что распределение результатов теста у большой группы детей близко к нормальному Простейшей стандартной шкалой является Z-шкала, в которой начисляемые очки равны нормированному отклонению. Средний результат теста (например, прыжка в длину, у мальчиков 10 лет) в этой таблице оценивается в ноль очков. Результаты выше средней величины получают положительные оценки, а ниже средней величины — отрицательные. Подавляющее большинство результатов теста укладывается в диапазоне от до. Однако из-за отрицательных значений эта шкала мало удобна. В этой связи пользуются другим типом стандартных шкал, например, Т-шкалой. В ней средний результат теста приравнивается к 50, а стандартное отклонение (или стандарт) — к 10 очкам:
Например, если средняя величина в прыжках в длину с места у 10-летних мальчиков равна 155 см, стандарт 31 см, то за результат в 124 см начисляется 40 очков.
Стандартные шкалы являются пропорциональными. Они пригодны если распределение результатов теста близко к нормальному. Используя таблицы нормального распределения, легко узнать, какой процент лиц находится в том или ином диапазоне стандартной шкалы. Например, больше 50 и меньше 60 очков по Т-шкале будут в среднем набирать 34% всех спортсменов.
Если, например, проводится кросс с общим стартом, спортсмену можно начислять столько очков, сколько участников (в процентах) он обогнал. Опередил всех (100%) — получает 100 очков, выиграл у 72% — 72 очка и т. д. Тот же принцип можно использовать и в других тестах: число начисляемых очков приравнивать кпроценту лиц, которых опередил данный участник. Шкала, построенная таким образом, называется перцентильной, а интервал этой шкалы — перцентилем. Один перцентиль включает 1 % всех испытуемых 50 %-ный перцентиль, как известно, называется медианой. Поскольку большая часть людей показывает результаты, близкие к средним, и сравнительно мало людей имеет очень высокие или очень низкие результаты, перцентили соответствуют разным приростам результатов тестов: в середине шкалы — малым, на краях — большим.
Перцентильные шкалы относятся к сигмовидным шкалам, цель сигмовидные шкалы, по существу, функции (ку-муляты) нормального распределения. Перцентильные шкалы очень наглядны и поэтому широко используются.
Описанные шкалы можно построить, если известно статистическое распределение результатов теста: средняя, стандарты и другие параметры распределения. Такие данные не всегда удается получить. Это достижимо, например, при разработке таких шкал, как комплекс ГТО, нормы по физическому воспитанию в школе и т. п., и недостижимо при разработке таблиц по видам спорта.
В последнем случае обычно поступают так: берут какой-нибудь высокий спортивный результат (например, мировой рекорд или 10-й результат в истории данного вида спорта) и приравнивают его, скажем, к 1000 или 1200 очкам. Затем на основе результатов массовых испытаний определяют среднее достижение группы слабо подготовленных лиц и приравнивают его, скажем, к 100 очкам. После этого, если используется пропорциональная шкала, остается выполнить лишь арифметические вычисления — ведь две точки однозначно определяют прямую линию. Шкала, построенная таким образом, называется шкалой выбранных точек.
При использовании прогрессирующих или регрессирующих шкал сложно выбрать степень их отклонения от прямолинейной зависимости. Например, если за улучшение времени бега с 15,0 до 14,9 с начисляется 10 очков, то разница между результатами 10,0 и 9,9 с может оцениваться, скажем, в 15 или 150 очков. Обычно такой выбор основывается на личном мнении специалистов. Научные методы решения этой задачи не разработаны. В этом, видно, и заключается главная причина того, что многие спортсмены и тренеры почти во всех видах спорта, где применяются таблицы очков, считают их не вполне справедливыми.
В видах спорта циклического характера и в тяжелой атлетике результаты зависят от таких параметров, как длина дистанции и вес спортсмена. Эти зависимости называют параметрическими. Для мировых рекордов они имеют сравнительно простой вид и на графике выглядят как прямая. Для других эквивалентных достижений (например, равных по трудности II или I разряду) параметрические зависимости должны выглядеть аналогично.
В принципе можно найти параметрические зависимости которые являются геометрическим местом точек эквивалентных достижений. Шкалы, построенные на основе этих зависимостей, называются параметрическими и относятся к числу нам более точных.
Во многих случаях при повторном тестировании не удается обеспечить строго постоянных условий. Меняются, например, скольжение, профиль дистанции и т. п. В таких ситуациях использовать описанные шкалы нельзя. Можно, конечно, по результатам тестирования провести ранжирование спортсменов (т. е. использовать шкалу порядка) и, сравнивая результаты нескольких испытаний, проведенных в разное время, рассматривать ранг спортсмена в качестве его оценки. Например, если при тестировании команды в хоккее с мячом спортсмен по результатам ледовых тестов и в ноябре и в феврале был десятым, считать, что его подготовленность по сравнению с подготовленностью других членов команды не изменилась. Однако при периодически; обследованиях состав и общая численность тестируемой команды по разным причинам не остаются постоянными: кто-то заболел, кто-то отозван для участия в других соревнованиях и т. п. Предположим, что в ноябре тестирование проводилось на 10, а в феврале на 20 спортсменах. Конечно, занять десятое место при 10 или при 20 участниках — не одно и то же (во втором случае спортсмен опередил десятерых, а в первом — никого). Кроме того, как уже отмечалось, ранговая шкала (шкала порядка) неудобна тем, что она не определяет интервалы между испытуемыми.
Для случаев, когда условия тестирования не остаются постоянными, на кафедре биомеханики ГЦОЛИФКа была предложена шкала, в основе которой лежит следующее математическое выражение:
Спортсмен, показавший лучший результат, по шкале ГЦОЛИФКа всегда получает 100 очков; занявший последнее место очков не получает.
Если спортсмены проходят испытания в комплексе (батарее) тестов, то оценивание можно проводить двумя основными способами. При первом общая оценка по всему комплексу тестов не выводится, а в процессе последующего анализа используются оценки, полученные отдельно по каждому тесту. Очень часто в таких случаях применяют графическую форму представления результатов тестирования — так называемые профили. Возможны и другие формы представления «профилей». Результаты, показанные спортсменом или группой, сравниваются со средними результатами и стандартными отклонениями результатов, продемонстрированными до этого большой группой спортсменов.
При втором способе выводится итоговая оценка по всему комплексу тестов. Здесь возможны два варианта: 1) суммируют оценки, полученные по отдельным тестам, входящим в комплекс, как выводят итоговые оценки на соревнованиях по многоборьям; 2) оценки, полученные за отдельные виды, сначала умножают на коэффициенты («веса»), Различные для каждого теста, а уже потом складывают. Такая итоговая оценка по комплексу тестов называется взвешенной оценкой. Ее используют, когда надо усилить значение отдельных видов. Для более важных тестов «веса» делают высокими.
Лекция |
Нормы и нормирование в физическом воспитании и спорте
В этом разделе Вы познакомитесь с понятием «норма» и ее разновидностями.