Психологические факторы

Личностные факторы

3.1. Возраст и этап жизненного цикла семьи. Со временем меняются вкусы человека в отношении пищи, одежды, мебели, отдыха. Структура потребления индивида зависит и от того, на какой стадии жизненного цикла находится его семья: в начале жизненного пути, в середине или в его конце.

3.2. Работа (род занятий) - определение профессиональных групп, заинтересованных в приобретении конкретной продукции и услуг.

3.3. Экономическое положение - определяется следующими основными показателями: уровнем и стабильностью расходной части его бюджета; размерами его сбережений; величиной долгов; кредитоспособностью; отношением к накоплению денег. Производители товаров, сбыт которых зависит от уровня доходов покупателей, постоянно следят за тенденциями в изменении личных доходов населения (нормы сбережений и процентных ставок).

3.4. Образ (стиль) жизни - форма бытия человека в мире, выражающаяся в его деятельности, интересах и мнениях. Образ жизни отражает «всего человека» в его взаимодействии с окружающими. Маркетологи стремятся найти связь между продаваемой продукцией и группами, объединенными по их образу жизни.

3.5. Тип личности и представление о себе (самооценка). Тип личности обычно определяется на основе следующих семи критериев:

1) уверенность в себе;

2) влияние на окружающих;

3) независимость;

4) почтение;

5) общительность;

6) самозащита;

7) приспособляемость.

Тип личности может быть полезным фактором при анализе поведения потребителей при условии правильного обоснования взаимосвязи между определенными типами личности и потребительскими предпочтениями относительно конкретного товара или марки.

4.1. Мотивация. Потребности могут быть биологические (голод, жажда и т.д.) и психические (потребность в признании, уважении, т.д.). Потребность становится мотивом, когда она заставляет человека действовать, а ее удовлетворение снижает психологическое напряжение.

4.2. Восприятие. Необходимо учитывать, что процессы восприятия происходят в форме избирательного внимания, избирательного искажения и избирательного запоминания информации. При разработке маркетинговой кампании необходимо учитывать все три процесса восприятия.

4.3. Избирательное внимание. Ежедневно люди подвергаются воздействию огромного количества информационных раздражителей, в том числе, рекламы. Сознание человека не состоянии отреагировать на все существующие раздражители, большинство из них отсеиваются, не запоминаются. Важно определить, какие именно раздражители замечаются людьми. Яркая, большая, оригинальная реклама, отличающаяся от других стандартных объявлений, с большей вероятностью может стать запоминающейся для потребителя.

4.4. Избирательное искажение - склонность людей трансформировать информацию, придавая ей личное значение, и интерпретировать ее таким образом, чтобы она не опровергала, а поддерживала ранее сформированные убеждения.

4.5. Избирательное запоминание. Люди забывают многое из того, что узнают, однако они склонны запоминать информацию, которая поддерживает их отношения и убеждения.

4.6. Усвоение - определенные изменения в поведении человека, происходящие по мере накопления им опыта. Усвоение есть результат взаимодействия побуждений, раздражителей и подкрепления. Теория усвоения учит, что маркетологи имеют возможность увеличить спрос на продукцию, связав ее в сознании потребителя с сильными побуждениями, мелкими мотивирующими раздражителями и обеспечивая продукции позитивное подкрепление.

4.7. Убеждения и отношения. Убеждения и отношения индивида формируются через поступки и усвоение. Убеждение может основываться на знаниях, мнении или вере. На основании убеждений люди совершают действия.

Отношение к объекту заставляет людей любить его или ненавидеть, приближаться к нему или отдаляться. Сформировавшаяся устойчивая оценка определяет примерно одинаковое отношение человека к похожим объектам.

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите основные социальные факторы.

2. Какое влияние оказывает семья на поведение потребителя?

3. Каким образом работа и образ жизни влияют на потребителя?

4. Какие показатели определяют экономическое положение индивида?

5. Какие психологические факторы оказывают влияние на индивида?

6. Какие процессы восприятия необходимо учитывать при разработке маркетинговой кампании?

Раздел 4: ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА В МАРКЕТИНГЕ

Более подробная информация по данному разделу содержится в [1], [2]. В разделе рассматриваются пять тем:

Тема 4.1. Товар в системе маркетинга

Тема 4.2. Управление жизненным циклом товара

Тема 4.3. Разработка новых товаров

Тема 4.4. Управление торговыми марками

Тема 4.5. Маркетинг услуг.

При работе с теоретическим материалом следует ответить на вопросы для самопроверки, приведенные в конце изложения каждой темы.

После проработки теоретического материала раздела 4 следует выполнить программу практического занятия №4 и тренировочный тест №4.

Изучение раздела заканчивается контрольным мероприятием: необходимо ответить на вопросы контрольного теста №4. Максимальное количество баллов, которое Вы можете получить по данному разделу составляет 23 (8 баллов за практическое занятие и 15 баллов за тестирование).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: