Богословие Послания к Филиппийцам

Жанр произведения и его структура.

Время, место и повод написания Послания

Послание к Филиппийцам Свмуч. Поликарпа еп. Смирнского.

Послание Филиппийцам написано вскоре после мученической кончины Свмуч. Игнатия, еп. Антиохийского, т.е. примерно между 107 и 110 гг. [137], скорее всего в Смирне. Его написание было вызвано просьбой христиан города Филиппы о доставлении им посланий Св. Игнатия к Поликарпу и к другим христианам, какие у него имелись в наличии[138].

Послание к Филиппийцам представляет из себя увещательное пастырское послание, которое состоит из 14 глав. В нем только 3 цитаты из В.З. и 17 цитат или парафразов из Н.З. Восемь раз цитировано «Первое послание ап. Петра» и ни разу «Апокалипсис». Есть заимствования из «Первого послания Св. Климента к Коринфянам» (1, 1; 2, 1; 4, 2; 7). Кроме этих буквальных заимствований Св. Поликарп пользуется теми же ссылками на Св. Писание, что Св. Климент[139].

В своем Послании Св. Поликарп увещает филиппийских христиан служить Богу «в страхе и истине» и оставить «тщетное пустословие и заблуждение многих» (2 гл.). Судя по всему, данное предостережение направлено против докетической христологии «псевдо-гностиков», поскольку далее говорится: «Кто не признает свидетельства крестного (τὸ μαρτύριον του̃ σταυρου̃), тот – от диавола; и кто слова Господни будет толковать по собственным желаниям и говорить, что нет ни воскресения, ни суда, тот – первенец сатаны» (7)[140]. Еретическим новшествам и разделениям Св. Поликарп противопоставляет Предание Церкви, - “ преданное из начала Слово ”. Он напоминает филиппийцам об Ап. Павле, некогда преподавшем им «Слово истины» и писавшего к ним послания, - призывает объединяться в истине, in veritate sociati (X, 1).

Св. Поликарп не излагает учения веры, он предполагает его известным и только о немногом напоминает. Христос, наш вечный Первосвященник, пришел во плоти ради нас, умер за нас и за грехи наши, воскрес и разрушил затворы ада. Он сидит одесную Бога. Ему все подчиненно на земле и на небе. Ему повинуется всякое дыхание и служит, Он придет судить живых и мертвых, и Бог взыщет Кровь Его с тех, кто не уверовал в Него (2). Он все перенес за нас, чтобы и мы имели жизнь в Нем, - Он образ для нас, и образ прежде всего в своем страдании (8). Он – надежда наша, и через Него приходит спасение от Отца[141].

Что касается нравственного учения, то основной темой его является тема праведности (περὶ τη̃ς δικαιοσύνης; гл. 3). Главными добродетелями, позволяющими стяжать эту праведность, является вера, надежда и любовь, ибо «кто в них пребывает, тот исполнил заповедь праведности». Св. Поликарп ставит акцент на вере, которая имеет у него более широкое понятие, чем простое душевное состояние. Вера не мыслима без Господа – необходимо еще и подражание Христу: «следуйте примеру Господа» (10), ибо Господь есть «залог правды нашей» и «все претерпел ради нас, чтобы нам жить в Нем. Будем подражателями Его терпения» (8)[142].

Относительно церковной организации, «Послание» не сообщает ничего нового. В нем совершенно нет упоминания об епископском служении. Этот факт дал повод некоторым исследователям утверждать о тождестве епископата и пресвитериума для Св. Поликарпа. Однако подобные заявления не могут быть точно доказаны, т.к. мы не имеем текста Послания филиппийцев к Св. Поликарпу. Сам же смирнский епископ в начале своего «Послания» пишет: «Поликарп и сущие с ним пресвитеры – Церкви Божией, пребывающей в Филиппах», тем самым выделяя себя из числа пресвитеров, а «Мученичество» ставит окончательную точку в этом вопросе прямо называя Св. Поликарпа – ε̉πίσκοπος τη̃ς ε̉ν Σμύρνη/ καθολικη̃ς ε̉κκλησίας (епископом кафолической Церкви в Смирне) (16 гл.)[143].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: