Прогнозирование основных показателей малых предприятий

Финансовое прогнозирование — это исследование и разработка возможных путей развития финансов малого предприятия в перспективе. Финансовое прогнозирование, как и финансовое планирование, основывается на финансовом анализе. В отличие от финансового планирования прогноз базируется не только на достоверных данных, но и на определенных предположениях. Во время прогнозирования изучаются факторы, которые повлияли на хозяйственную деятельность малого предприятия, и которые будут влиять в будущем.

Основными заданиями финансового прогнозирования являются:

1) изучение прогнозной документации для определения дополнительного финансирования, которое будет необходимо малому предприятию в будущем для ожидаемого увеличения производства;

2) определение ожидаемого роста объема финансовых ресурсов в прогнозном периоде;

3) определение направлений самого эффективного использования финансовых ресурсов;

4) выявление возможных источников формирования финансовых ресурсов.

Поскольку финансовое прогнозирование — это предположение, то изучается несколько альтернативных предположений и на их основании делается прогноз. В связи с этим финансовое прогнозирование дает возможность сравнивать разнообразные варианты развития малого предприятия и избирать оптимальные пути достижения высокой эффективности ведения хозяйства.

Финансовое прогнозирование нуждается в соблюдении некоторых общих принципов, обязательных в условиях рыночной экономики.

Во-первых, имея в своем распоряжении определенную сумму финансовых ресурсов, необходимо так рассчитать расходы, чтобы получать предельно высокую рентабельность.

Во-вторых, во время финансового прогнозирования должна обеспечиваться сбалансированность рисков, для чего расходы с высокой финансовой отдачей, но с повышенным риском нужно совмещать с инвестированием средств в объекты хотя и менее рентабельные, но с гарантированным доходом.

В-третьих, после выбора долгосрочного направления вложения средств, необходимо предусмотреть наиболее экономические методы их финансирования.

В-четвертых, в процессе финансового прогнозирования должна обязательно учитываться инфляционная ситуация, учитывая которую корректируются все расчеты.

Таким образом, прогнозирование дает возможность анализировать тенденции, которые складываются в период проведения финансовой политики с учетом влияния на нее внутренних и внешних факторов и на этом основании определять перспективы финансовой стратегии, которая обеспечивает предприятию финансовую стабильность и стабильность на рынке.

Прогнозирование дает возможность ответить на вопрос: что ожидает малое предприятие в будущем — укрепление или потеря платежеспособности.

Рассматривая корпоративный план, следует отметить, что он складывается для внутреннего пользования и отображает стратегию, планы и ожидаемые финансовые результаты.

В процессе составления корпоративного плана учитываются разные финансовые аспекты, в частности:

1. Проводится расчет финансовых и материальных ресурсов, необходимых для реализации стратегии малого предприятия.

2. Определяются потенциальные проблемы и благоприятные возможности развития малого предприятия.

3. Полученные результаты сопоставляются с планами и прогнозами, контролируется выполнение корпоративного плана.

Начиная корпоративное планирование, в первую очередь необходимо определить долгосрочную цель малого предприятия, а также план действий, которые обеспечат достижение этой цели. В первую очередь необходимо определить задания малого предприятия, среди которых важнейшими является:

1) получение максимальной прибыли при минимальных расходах;

2) увеличение объема производства продукции при условии ее реализации;

3) увеличение чистых активов за счет собственных средств;

4) увеличение удельного веса собственного капитала в общей сумме финансовых ресурсов малого предприятия.

Исходя из перечисленных заданий, анализируются имеющиеся финансовые ресурсы, необходимые для реализации намеченной цели. Начинается анализ так называемого SWOT, то есть анализ преимуществ (сильных сторон) и недостатков (слабых сторон) малого предприятия, с учетом которых складывается прогноз развития малого предприятия.

Такой анализ дает возможность проранжировать все преимущества и недостатки в работе малого предприятия в зависимости от их важности и исключить менее весомые, то есть те, которые можно игнорировать, поскольку они значительно не влияют на результаты хозяйственной деятельности малого предприятия.

Учитывая обнаруженные преимущества и недостатки, финансовый менеджер разрабатывает обоснованные выводы, которые становятся базой для построения стратегии малого предприятия.

Как правило, финансовая стратегия строится на основе положительных факторов с одновременным устранением недостатков, учитывая при этом внешние влияния, которые не зависят от работы малого предприятия (уровень инфляции, валютные курсы, появление новых конкурентов, новое законодательство и тому подобное). При этом складывается несколько вариантов стратегии развития малого предприятия.

В процессе выбора самого оптимального варианта должны быть рассмотрены и учтены такие аспекты:

1. Возможность имеющихся производственных средств обеспечить предполагаемый выпуск товарной продукции.

2. Возможность достижения малым предприятием при таком уровне производства поставленной цели в определенный срок.

3. Наличие денежных средств для финансирования избранного варианта развития малого предприятия.

4. Обеспечение прибыльности относительно предполагаемого объема реализации продукции.

Корпоративный план содержит четыре раздела:

Первый раздел: в нем обосновывается цель малого предприятия. В частности, определяются темпы роста чистой прибыли в сравнении с отчетным периодом, обеспечение в прогнозируемом периоде выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции, отображаются реальные рынки сбыта продукции и другие цели.

Второй раздел — приводятся критерии вариантов финансовой стратегии малого предприятия. В этом разделе отображается самый оптимальный вариант структуры производимой продукции, то есть осуществляется отбор видов продукции, которые отвечают таким требованиям: высокий уровень рентабельности; высокое качество продукции; продукция имеет неограниченный спрос на рынке. Если это новые виды продукции, то отображаются возможные источники финансирования этих видов продукции.

В третьем разделе — прогнозируется движение денежных средств на текущем счете малого предприятия, объем реализации продукции на протяжении года (в ежемесячном разрезе), а также величина прибыли.

В четвертом разделе — перечисляются преимущества и недостатки в работе малого предприятия и пути их устранения.

Изучая финансовое прогнозирование необходимо иметь в виду, что в отличие от финансового планирования оно являет собой исследование и разработку возможных путей развития финансов предприятий в перспективе, то есть прогноз основывается не только на достоверных данных, но и на определенных предположениях.

В связи с этим финансовое прогнозирование осуществляется с помощью неформализованных и формализованных методов прогнозирования.

Неформализованные методы прогнозирования базируются на логических выводах, а не на определенных аналитических зависимостях. Применение этих методов характеризуется субъективизмом, и его результаты в значительной степени зависят от интуиции, опыта и знаний финансового менеджера. Формализованные методы прогнозирования можно разделить на две больших группы:

а) методы, которые основываются на применении стохастических моделей;

б) методы, которые базируются на применении жестко детерминированных моделей.

Среди стохастических моделей наибольшее распространение приобрели линейные модели, которые реализуются с помощью простого динамического анализа: многофакторного динамического анализа; анализа с использованием авторегрессивных зависимостей.

Простой динамический анализ выходит из предпосылки, что прогнозный показатель изменяется прямо (или обратно) пропорционально к изменению времени. Многофакторный регрессивный анализ является распространением простого динамического анализа на многомерный случай. В таком случае путем качественного анализа отбирается ряд факторов, которые, по мнению финансового менеджера, больше всего влияют на смену прогнозируемого показателя, и соответственно строится регрессивная зависимость.

Анализ с помощью авторегрессивных зависимостей заключается в том, что значение прогнозного показателя ставится в зависимость от длительности периода, то есть как фактор вводится отрезок времени.

Жестко детерминированные модели используются в ситуативном анализе. В частности, форма отчетности № 2 «Отчет о финансовых результатах» являет собой табличную реализацию жестко детерминированной факторной модели, которая связывает результативный признак (прибыль) с факторами (объем реализации, уровень расходов, уровень цен, налоговые ставки и другие).

Таким образом, прогнозирование осуществляется на основе финансовой информации прошлых периодов с учетом планов малого предприятия на будущий период, действующего и будущего влияния на элементы структуры спроса, а также вероятных расходов малого предприятия в будущем. Такое прогнозирование используется тогда, когда малое предприятие функционирует несколько лет и накоплен достаточный объем финансовой информации об изменениях расходов и доходов, а также связи между объемом реализации и расходами.

Если малое предприятие едва лишь создано и финансовая информация отсутствует, применяется другой подход к прогнозированию. В этом случае необходимо начинать с бизнес-плана, который предусматривает цель данного малого предприятия, а, исходя из цели предприятия, определяется уровень доходов от реализации продукции, плановый уровень расходов, сосредоточиваясь или на методе безубыточности работы малого предприятия, или на работе с получением прибыли.

Наибольшее внимание финансовых менеджеров уделяется прогнозу движения денежных средств на текущем счете малого предприятия.

Как правило, прогноз движения денежных средств составляется на период 2—3 месяца с детализацией по декадам.

Сначала ориентировочно определяется объем денежных средств, которые поступают на текущий счет от реализации продукции по видам деятельности. Кроме того, учитывается поступление денежных средств из внешних источников (кредиты коммерческих банков, временная финансовая помощь, займы других предприятий) и другие поступления.

Исходя из общей суммы денежных поступлений, предусматриваются регламентированные расходы, то есть те, которых малое предприятие не может избежать, в частности, оплата счетов поставщиков за материальные ценности, арендная плата за основные средства, выплата заработной платы, затраты на безотлагательные потребности, налоги и обязательные взносы в государственные целевые фонды.

Разница между поступлениями денежных средств с учетом их остатка на начало планового периода и регламентированными расходами являет собой остаток денежных средств на конец планового периода.

Прогноз движения денежных средств составляется по видам деятельности: операционной, инвестиционной, финансовой.

Поступление денежных средств в пределах операционной деятельности связано в первую очередь с получением выручки от реализации продукции, выполнения работ или предоставления услуг; поступлением авансов от покупателей и заказчиков, оттоком денежных средств — это уплата счетов поставщиков, выплата заработной платы, обязательные отчисления в целевые государственные фонды, расчеты с бюджетом из уплаты налогов. Определяется результат операционной деятельности: поступление денежных средств минус отток денежных средств.

Движение денежных средств в разрезе инвестиционной деятельности связано с приобретением или реализацией имущества, прежде всего приобретением или выбытием основных средств и нематериальных активов. Как правило, на малых предприятиях денежные средства растут за счет операционной и инвестиционной деятельности.

Финансовая деятельность связана в основном с притоком денежных средств в результате получения кредитов и займов, и оттоком — в виде погашения задолженности по полученным кредитам и уплаты процентов за пользование кредитами. Прогнозирование составления балансовых отчетов малых предприятий, как правило, начинается с прогноза объема реализации продукции. Для определения объема реализации продукции исследуется рынок сбыта продукции, изучается изменение конъюнктуры потребителей и на основе этого прогнозируется увеличение или уменьшение объема реализации продукции в будущем периоде.

В соответствии с изменением объема реализации продукции предусматривается изменение расходов производства за счет изменения цен, прежде всего на сырье, материалы, коррекции заработной платы и других расходов. Таким образом, вычисляется себестоимость реализованной продукции в процентах к объему реализованной продукции. Финансовый менеджер предусматривает, что в плановом периоде не изменяются административные расходы, сумма амортизационных отчислений, а также ставки налога на прибыль на уровне прошлого периода.

Например, в прогнозном периоде предусматривается увеличение объема реализации продукции на 20 %. Составляем прогнозный отчет о доходах малого предприятия в плановом квартале (табл. 3).

Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: