1.Основные понятия.
Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов, и организационных форм.
Объект дидактики - это обучение, как особый вид деятельности социального опыта.
Предмет дидактики - связь преподавания (деятельность учителя) и учения (познавательной деятельности учащихся), их взаимодействия.
Обучение – это сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Образование – это одна из наиболее значимых подсистем общества, поэтому его законы, как и законы общества, не есть результат проявления какой-то внешней силы, они являются продуктом его внутренней самоорганизации. В силу этого педагогический закон - это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.
|
|
Знания - совокупность фактов, сведений, событий которые должен усвоить человек в течение жизни.
Умения – овладение способами применять усвоенные знания на практике.
Навык – доведенное до автоматизма умение.
Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся,
в ходе, которого решаются задачи образования учеников.
Преподавание – это управление учебно-познавательной деятельностью учащихся.
Учение – это процесс овладения знаниями и умениями требующий от учащихся интеллектуальных и волевых усилий.
Мотив – это причина, побуждающая человека к действию.
2 Обучение как способ организации педагогического процесса.
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в тоже время имеет и специфические качественные отличия. Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Цель обучения – познание учебного материала, формирование умений и навыков. Процесс этот специально организованный и защищен от ошибок. Именно направляющая роль учителя обеспечивает усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей. Познавательная деятельность – это чувство восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношениях учащихся. В процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учения. Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально - деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников. Обучение, как и всякий другой процесс, тесно связано с движением. Данный процесс идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к полному и точному.
|
|
Вывод: ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса.