Урок 15
Цели: обобщить знания учеников; закрепить навыки разных видов лингвистического разбора.
Методические приемы: развитие речи, лингвистический разбор-работа по карточкам, взаимопроверка, консультации учителя.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Чтение и анализ нескольких сочинений по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью».
II. Лингвистический разбор
Вы помните, что тревожная ночь доктора окончилась появлением из камина канатоходца и гимнаста Тибула. (Ю. Олеша.)
1. Фонетический разбор: окончилась..
2. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу: канатоходца.
3. Морфологический разбор: помните.
4. Синтаксический разбор, схемы предложения.
III. Объяснительный диктант
Притяжательное прилагательное, провести касательную, заросли бурьяна, тяжело дышит, блистательное достижение, разъяренный медведь, трепещут зарницы, повелительное наклонение, чистокровная лошадь, нежно-сиреневый, непромокаемый плащ, клянешься честью, в отделении милиции, в дремучей чаще, цыганский романс, беречься от простуды, зависит от обстоятельств, травы стелются, прикроватная тумбочка, безынициативный человек, кое-кто, восемьдесят шестой, к шестнадцать годам, никого не видел.
|
|
IV. Работа по карточкам
1. Ученики получают индивидуальные карточки: на них выписаны слова и предложения, в которых ранее были сделаны ошибки. Слова и предложения переносятся в тетради, вставляются пропущенные буквы и знаки препинания; графически объясняется выбор орфограммы или пунктограммы.
2. Ученикам, выполнившим работу над ошибками, раздаются карточки с различными заданиями (см. Приложения).
Во время работы учитель консультирует учеников. Наиболее характерные ошибки разбираются на доске. Ученики, освободившиеся от работы, проверяют задания товарищей.
Цели: проверить знания учеников; закрепить навыки разных видов лингвистического разбора.
Методические приемы: диктовка, лингвистический разбор.
Ход уроков
I. Диктант
Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху, с этих скал, заглядывают в глубину кряжистые, приземистые сосны.
Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.
Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают широкие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать ИКРУ и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась.
|
|
А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после долгой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить Их с наступившей весной.
(135 слов) (По А. Онегову)
II. Грамматическое задание
Лингвистический разбор.
1. Фонетический разбор: 1-й вариант -языки, 2-й вариант - седые.
2. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу: 1-й вариант - приземистые, 2-й вариант -разносятся.
3. Морфологический разбор: 1 -й вариант - поднимаюсь, 2-й вариант - глухих.
4. Синтаксический разбор, схемы предложения. 1-й вариант -Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. 2-й вариант - Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.
III. Анализ ошибок диктанта
Наиболее часто встречающиеся ошибки разбираются на доске, затем ученики работают самостоятельно, заполняя свои индивидуальные карточки и записывая работу над ошибками в специальных тетрадях. Учитель и хорошо успевающие ученики консультируют, помогают в работе.
Домашнее задание
1. Закончить работу над ошибками.
2. Озаглавить текст диктанта.
3. Вопросы с. 20.