Тема. Союз как служебная часть речи

Урок 112

Урок 111

Тема. Контрольный диктант с грамматическим заданием

1. Чтение текста

2. Записи

3. Проверка

4. Повторное чтение текста

5. Самостоятельная проверка.

6. Грамматические задания.

7. Диктант на производные предлоги

8. Придумать свой диктант (текст по теме: «Предлоги»), включив в него грамматические задания (не менее 5).

9. В течение всей ночи студент Нежный изучал изменения в течении реки Амур в продолжение своей подготовки к предстоящему экзамену. Вследствие этого он просто-напросто проспал и опоздал на экзамен приблизительно на три и три четверти часа. В следствии по поводу его чудовищного опоздания принял участие весь ректорат университета, ввиду того что Нежный был кем-то наподобие Ломоносова: гениальным и до крайности пунктуальным. Ректор заявил, что под наказанием он имеет в виду следующее: Нежный обязан перевести на счёт университета тысячу долларов в качестве штрафа. В виду всего ректората студент объяснил, что насчёт этого он имеет большие сомнения. Денег у него не было. Несмотря на все просьбы Нежного о помиловании, ректор был неумолим. Он не хотел идти навстречу студенту и, не смотря ему в глаза, выгнал вон. Делать было нечего. Студент прочитал в продолжении одной очень занимательной книжки по экономике об одной небольшой компании вроде «МММ». Он рискнул на встречу с дельцами, но, вопреки его ожиданиям, невзирая на рекламные обещания о быстром получении больших денег, компания оказалась мыльным пузырём.

10. Денег заработать так и не удалось, и ректору пришлось согласиться дать Нежному возможность совершить великое открытие, получить Нобелевскую премию и прославить университет, а впоследствии заплатить злосчастный штраф.

11. Чем не пожертвуешь ради сохранения доброго имени!

Цели: дать понятие о союзе как о служебной части речи; показать основные функции союза.

Методические приемы: анализ практических работ, работа со словарями, беседа по вопросам, объяснения учителя, выполнение упражнений, выразительное чтение, словарная работа.

Ход урока

I. Анализ практических работ

II. Беседа по вопросам

- Что такое союз? (Обратимся к толковым словарям, рассмотрим различные значения слова.)

- Какое общее значение слова союз проявляется в понятии «союз как часть речи»? (Общее значение - объединение, связь.)

- Что вы знаете о союзе как части речи?

III. Изучение темы «Союз как часть речи»

1. Слово учителя.

Итак, союз - служебная часть речи, которая связывает однородные члены внутри предложения; простые предложения в составе

сложного; предложения в тексте. Мы обобщили уже известное вам. Наша задача — расширить, углубить знания о союзе и его синтаксических возможностях.

Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными. Часть составных союзов вы видите в рамке на с. 144 учебника. Как видите, союзы могут состоять из нескольких слов.

Прочитаем текст, посвященный союзу как части речи.

2. Чтение текста упражнения 313 и его обсуждение.

Комментарий. Основная мысль текста - «Союзы созданы для выражения логической связи между высказываниями».

Стиль текста - научно-популярный. Тип речи - рассуждение.

IV. Словарная работа

- Запишите слова, помещенные в рамках на с. 144-145, в словарики; подберите союзы - синонимы составных союзов: Оттого что, вследствие того что, в силу того что, благодаря тому что, до тех пор как; средства, реальный, ситуация'

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 313: письменно.

2. Упражнение 315: выразительное чтение, обсуждение вопросов; самостоятельное письменное выполнение.

Домашнее задание

1. §54.

2. Упражнения 314, 316: письменно.

3. Упражнение 317: устно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: