Урок 161
Цели: закрепить знания учеников по лексике и фразеологии; проверить умение определять лексические группы слов, умение работать со словарями.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистические игры, выполнение упражнений, работа со словарями.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте
синтаксический разбор, определите части речи, укажите их
роль в предложениях.
Нап...дающий открывшись на гран... офсайда перебросил мяч через голкипера но выручил защитник насти...ший мяч почти на линии ворот.
В эл...ктро(н, нн)ой почт... поступающ... еж...дневно на наш компьютер больш...нство с...общений спам.
(Нападающий, открывшись на грани офсайда, перебросил мяч через голкипера, но выручил защитник, настигший мяч почти на линии ворот. В электронной почте, поступающей ежедневно на наш компьютер, большинство сообщений - спам.)
II. Повторение темы «Лексика и фразеология»
1. Беседа по вопросам § 75.
Примечание. Можно заранее дать задания по группам: подготовить сообщения по диалектным, профессиональным, устаревшим словам.
|
|
- В чем особенность лексики предложений из лингвистической разминки? (В первом предложении - обилие профессиональной футбольной лексики: нападающий, офсайд, голкипер, защитник. Во втором предложении - неологизмы: электронная почта, компьютер, спам (рекламный и т. п. мусор).)
2. Лингвистические игры.
1) Подберите к словам и словосочетаниям синонимы-фразеологизмы из разговорной речи.
Бездельничать - (бить баклуши). Тесно - (яблоку негде упасть). Легко сделать - (раз плюнуть). Далеко - (за тридевять земель). Быстро бежать - (бежать сломя голову). Быстро понимать - (ловить на лету). ■ Разговаривать - (лясы точить, чесать языком). Дремать - (клевать носом). Запомнить - (зарубить себе на носу).
2) Подберите к книжным фразеологизмам слова-антонимы.
Одержать победу - (проиграть).
Сдержать слово - (обмануть, подвести). Отдать приказ - (попросить). Хранить молчание - (болтать). Произвести впечатление - (не понравиться). Взять паузу - (не прерываться).
III. Выполнение упражнений
Упражнения 433, 434: выразительное чтение, обсуждение вопросов, письменное выполнение.
Все виды лингвистического разбора выполняются на доске и в тетрадях.
IV. Работа со словарями
Задание: 1-й вариант- выписать из толкового словаря значения многозначных слов из упражнения 433.
2-й вариант - попробовать самостоятельно объяснить диалектные слова из упражнения 434, а затем проверить по специальному словарю: сугрев, балок, яр.
Примечание: попросим учеников объяснить также общеупотребительные, но вряд ли хорошо знакомые им слова зябь, гумно, озимь.
|
|
IV. Занимательная лингвистика. Из истории письменной культуры на Руси
Древнейшей формой документа на Руси были грамоты. Их писали на больших листах пергамента, украшали орнаментом и заставками. Порой они достигали в длину метра, как, например, грамота царя Алексея Михайловича Пыскорскому монастырю (Северный Урал) на право владения землей. Наряду с грамотами бытовали свитки, или, как их еще называли, «столбцы», «столпы», «столпики». Соборное уложение 1649 года - свод законов феодальной России - представляло собой единый столбец, насчитывающий 309 метров.
Такая форма делопроизводства была заменена при Петре I на тетрадную. Писать стали на обеих сторонах тетрадного листа, что позволило экономить бумагу, стоившую в те времена довольно дорого.
Домашнее задание
§ 76: вопросы на с. 194.