Исходное понятые - категория всеединства:
• смысл существования всего живого на Земле - стремление к соединению с Божественным логосом;
• через царство природное человеческое бытие приходит к Царству Божию, в котором все вновь собирается из хаоса и обживается.
Три силы, три культуры олицетворяют историю
Таким образом, русская мысль XIX в. распадается на несколько автономных, но тесно взаимодействующих направлений. Так, славянофилы тяготели к идее целостности и коллективности. Для западников были характерны ориентация на западноевропейскую цивилизацию, критика православия, превосходство индивидуального начала над коллективным.
В конце века появилась новая философия «положительного всеединства», созидающую конечную стадию истории - «Богочелове-чество» (B.C. Соловьев).
Своеобразие русской философии проявилось в ее тесной связи с художественной культурой, идеями великих русских писателей (Ф.М Достоевского, Л.Н. Толстого). Эта линия включает осмысление таких проблем, как отчуждение человека, его свобода и ответственность.
|
|
3. Цивилизационный путь России: продолжение споров
- Работая с последним пунктом § 4, ответьте на вопросы и выполните следующие задания:
- О каких философах первой четверти XX в. говорят авторы учебника?
- Какие направления философской мысли они представляли?
- Какой вопрос стоял в центре внимания данных мыслителей?
- Охарактеризуйте и проанализируйте одно их течений философии данного периода - евразийство.
Как отнеслись к евразийству многие русские философы? Почему?
- Как оценивал данное течение Н.А. Бердяев, видный русский философ?
- Согласны ли вы с его оценками? Свою позицию объясните.
- Какой подход утвердился в социальной философии в советский период?
- В чем это проявлялось?
- Какие последствия имело?
- Как изменился подход на рубеже 80-90-х гг. XX в.?
- Как вы думаете, почему вновь обострились споры о цивили-зационной принадлежности России?
- Изложите позиции сторон.
- На чьей вы стороне? Почему?