III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Работа по развитию дыхания и голоса.
Массаж лица.По общим правилам.
5.Развитие мимических мышц.
|
6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
— для челюсти: спокойное открывание — закрывание рта;
■ для губ: улыбка; «трубочка»; для языка: «чистим» нижние зубки; «чашечка».
— «Обед». Кто готовит праздничный обед 8 Марта? (Папа.) Какие запахи на кухне? (Вкусные.) Давайте почувствуем эти запахи: вдох через нос — выдох через нос; вдох через нос — выдох через рот (несколько раз).
— Голосовые упражнения: спеть звуком А песенку «Мама».
2. Акустико-артикуляционная характеристика звуков.
|
|
Дается в сравнительном плане, как в предыдущих занятиях.
3. Развитие фонематического слуха. Игра «Доскажи словечко».
Вещунья белобока, А зовут ее... (сорока).
Зайку бросила хозяйка — Под дождем остался... (зайка).
А слониха вся дрожа, Так и села на... (ежа).
Шепчет ночью мне на ушко, Сказки разные... (подушка).
4. Связь звуков и букв.
Логопед произносит звуки, а дети печатают соответствующие буквы в тетрадях (беiобра ща).
5. Автоматизация звуков в слоых, словах, предложениях и текстах.
— Составить слоги со звуком и бук ной ЛС А, ША, ЖА, ЗА. Напечатать их в тетради*
— Игра «Лото». Детям ра |дают< я каришные листы, разделенные на четыре ч»«т. Каждая часть обозначена буквой (С, III, I, Ж) Дети закрывают букву соответствующей картинкой (например: С — санки, 3 — зонт, Ж — жук, Ш — шар и т.д.).
— Деление слов на слоги с выделением ударного
слога.
— Работа с разрезными азбуками: преобразование слов: коза — кожа — коса.
— Какой из заданных звуков мы не использовали? (Звук Ш.) Какое слово получится со звуком Ш? (Коша.) Преобразуйте это слово в правильное. (Дети заменяют букву О на А и называют слово: каша.)
— Работа над деформированной фразой.
Мама, Соня, вяжет, и, Зоя, шапку.
— Анализ предложения. Запись графической схемы.
IV. Физкультминутка.
Дружно помогаем маме —
Мы белье полощем сами.
1, 2, 3, 4 — потянулись,
Наклонились — хорошо мы потрудились.
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
— Подобрать родственные слова: мама — мамочка, мамуля, маменька, мамин. Бабушка —... Сестра —...
— Игра «Назови профессию женщин». Мужчина портной, а женщина портниха. Певец — певица.
|
|
Повар — повариха. Пианист — пианистка.
Учитель — учительница. Летчик — летчица. Ткач — ткачиха. Тракторист — трактористка. Художник — художница.
VI. Итог занятия и оценка работы детей. Выделить начальные звуки в словах: шапка,
зайка, санки, жук. В каком положении язык при произношении звуков Ш, Ж, а при произнесении звуков С, 3? Назовите сначала звонкие звуки, а затем глухие звуки.
VII. Домашнее задание.
К занятию 46 (альбом 3, с. 5—6).
VIII. Материал для закрепления вне занятий (тетрадь 3, с. 6; март, 2 неделя).
1. Фонетические игры.
— Игра «Повтори правильно» (повторение слоговых рядов).
Жа-жа-за-за Са-са-ша-ша и т.д.
— Игра «Домик» — определить место звуков Ш, Ж, 3, С в названии картинок: нос, жаворонок, коза, миска, шалаш и т.д.
— Игра «Дом, замок, избушка» — поделить слова на слоги и «поселить» в завис.им<>< ж от количества слогов (слова со звуками III, Ж, 3, С).
— Игра «Восстанови слоги»: предлагается дописать недостающие элемоты буки и слогах.
— Составить предложения со словами из игры «Домик». Анализ и схема.