Горюнова О. Медиа: история экспансии. 2001. 3 страница

В 1832 в Бельгии появляется фенакистоскоп, а в Австрии - стробоскоп, которые состояли из диска с изображениями, который при вращении создавал иллюзию подвижной картинки.
В 1878 Майбридж фотографирует лошадь в движении.
Английский эмигрант, фотограф Эдвард Майбридж решил ответить на исторический вопрос: когда лошадь идет галопом, все ли копыта одновременно отрываются от земли? Он установил 24 аппарата вдоль ипподрома, и когда лошадь скакала мимо, каждый сделал снимок. Выяснилось, что действительно все ноги одновременно отрываются от земли, - а также началась эра подвижных картинок.
Майбридж изобрел зоопраксископ, демонстрирующий ряд фотографий на вертящемся цилиндре. Он посетил Эдисона и предложил совместить свой зоопраксископ и его фонограф. Эдисон от партнерства отказался, однако занялся новой идеей. Над ней работала лаборатория Эдисона, и, в частности, Диксон.
В 1891 Диксон демонстрирует кинетограф - прототип кинетоскопа. Здесь уже использовалась 18-мм целлулоидная пленка. Кинетоскоп был закончен им в 1892. Он представлял собой маленький кабинетик (высотой около 1,20м), с дыркой для глаза, в которой была линза. Внутри была пленка на рядах катушках, которые двигались, постепенно представляя взору зрителя фотографии. Электрический свет был установлен за пленкой, и в промежутках между кадрами ослеплял зрителя. Эта быстрая смена кадров и казалась фильмом. За монетки можно было просмотреть пару лент.
Самый ранний фильм был сделан французом, живущим в Англии Луи ле Принцем (1888) - это движение транспорта по английскому мосту Лидс. Работа продолжительностью 3 секунды никогда не была показана публике, о ней также не было объявлено. Тем не менее, это настоящий фильм, появившийся на 8 лет раньше фильма Люмьеров.
Сам ле Принц исчез без следа 16 сентября 1890 года на поезде Дижон-Париж. Его семья судилась с Эдисоном, а его сын, свидетель в суде, был найден застреленным в 1902 году.
В 1895 году братья Август и Луи Люмьеры впервые показали фильм "Прибытие поезда" в Grand кафе на бульваре Капуцинов в Париже. Луи Карпентье с их фабрики построил переносное устройство, которое получило название синематограф.
В 1906 уже появляется кино со звуком.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Техника в индустриальном обществе занимает лидирующую позицию. Доминанта этого общества - промышленность, техника - центр промышленности. Техника производит глубокое воздействие на окружающий мир и человека.
Все свое окружение она перестраивает по своему, техническому образцу: изменяется как природа, так и система работы общества. Реальность приобретает черты технического.
Человек же во взаимодействии с техникой отчуждается от природы, мира и себя самого. Человек становится винтиком гигантской машины, которая разрастается на весь мир.
Сходные процессы происходят и в медиа. Медиа технологии четко детерминированы техникой. Успехи в технике - успехи в медиа технологиях.
Медиа технологии работают с информацией и заключены в сфере культуры (они не внедрены в промышленность - базис этого общества). Они - часть техники и второстепенны.
Медиа технологии, благодаря своему гигантскому росту, производят революцию в культуре и искусстве. Они меняют функцию произведения искусства - на практическую и политическую; способ его взаимодействия с публикой - снаряд, развлечение; выдвигают в качестве видов художественной деятельности репродукционные техники.
Медиа перестают заниматься только словом, - печать отходит на второй план. Конец эпохи Гуттенберга.
В результате, если в обществе машин человек идентифицировался с незначительным винтиком в сложном механизме, то при общении с медиа технологиями у него возникает ощущение нестабильной идентичности, отсутствия идентичности. Впрочем, это происходит уже в постиндустриальном обществе, в котором медиа технологии занимают центральное место.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО. ВВЕДЕНИЕ


При формировании индустриального общества произошла промышленная революция.
При развитии индустриального общества произошла революция в производительности труда. Раньше считалось, что, чтобы выполнить большой объем работы, рабочему необходимо трудиться либо больше, либо более интенсивно. Но НТР, научно-технический прогресс, то есть применение научных знаний в области технологии, производства совершили революцию в производительности труда, - она была увеличена во много десятков раз без увеличения давления на человека. Научно-технический прогресс, увеличив производительность труда, за несколько десятилетий превратил пролетариев в буржуа с доходом, приближающимся к доходам бывших высших сословий.
После второй мировой войны произошла революция в сфере управления, то есть революция в области организации и обработке информации и знаний.
Производство достигло высоких скоростей и большого объема, - и было во многом автоматизировано. Большое количество рабочих рук было освобождено при автоматизации. Производство стало сокращаться, стала сокращаться и доля людей, занятых в производстве.
Структура экономики в 60-70-е годы на Западе была перестроена, - на первый план были выдвинуты наукоемкие области. Теоретическому знанию было придано громадное социальное значение. Произошло слияние науки и техники, изменившее сущность техники.
Компьютеризация, появление информационных систем на место главнейшего социального института поставили Университет. Если в традиционном обществе такое место занимает Церковь и Армия, в индустриальном доминирующую роль играют Финансово-промышленные корпорации, то в пост-индустриальном - Университеты.
Если в центре индустриального общества находится труд - производство (машина), с капиталом и рабочей силой, то в центре постиндустриального общества - знание, информация (медиа технологии). Именно знание - властитель сегодняшнего информационного общества.


Главные характеристики постиндустриального общества:
- создание обширной сферы "экономики услуг" (в ней занято 90% населения);
- резкое увеличение слоя квалифицированных научно-технических специалистов,
- центральная роль научного знания как источника нововведений и политических решений,
- возможность самоподдерживающегося технологического роста,
- создание новой "интеллектуальной" технологии (алгоритмы вместо интуитивных человеческих суждений), то есть software,
Главная медиа и техника этого общества, конечно, компьютер.

Доминантой общества является информация - а это объект, с которым работает медиа.
Все изменения в обществе связаны с революционными процессами в обработке информации, - деятельность медиа технологий.
Весь социальный уклад построен на (теле)коммуникациях, основанных на работе медиа технологий. Медиа, медийная техника становится центром нового общества.
Кстати, техника и медиа технологии перестают быть жестко разделенными и до некоторой степени сливаются. Практически вся современная техника медийна, она автономна и работает с информацией.



Библиография:
1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., Медиум, 1996.
2. Введение в социальную философию (автор Кемеров В.Е.). М., Проект, 2000.
3. Маркс К. Капитал. (Глава "Развитие машин"). Любое издание.
4. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология (под ред. В.Л.Иноземцева). М., Academia, 1999.
5. Mumford Lewis. Technics and Civilization. N-Y.1963.

















МЕДИА XXI. ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ПРОСТРАНСТВА (общий обзор).

Компьютер в первую очередь - вычислительное устройство, устройство для счета. Историю компьютера, таким образом, можно отсчитывать с IV века до н.э., когда, предположительно в Вавилонии (нынешний Ирак), были изобретены счеты (абак).
Арабская система цифр была представлена Европе в VIII-IX в. н.э., но вплоть до XVI века в некоторых странах сохранялась романская система чисел. Арабские цифры знаменательны тем, что имеют ноль (говорят, цифру ноль начали использовать в Китае около 800 г. н. э., позаимствовав ее у индийских математиков).
Джон Непер, шотландский барон, в 1614 году придумал логарифмы. Легенды описывают Непера как мага: говорят, он носил паука в коробочке и не расставался с черным петухом, называя его своим самым близким спиритуальным другом. По всей видимости, он интересовался ворожбой и гаданиями.
Непер - автор описания канонов логарифмов (логарифмическую линейку придумал вскоре Эдмунд Гюнтер), которые позволяют производить умножение и деление как сложение и вычитание. Непер написал также RABDOLOGIAE, - маленькое эссе о простом способе умножения. В приложении он объяснил иной способ умножения и деления - с использованием металлических палочек (известны, как Napier's 'Rods' or 'Bones' - Палочки Непера), которые представляли собой ранний вариант механического калькулятора.
Вильгельм Шикард, профессор в Университете Тюбингена, Германия, в 1623 году построил первый механический калькулятор, который мог работать с 6-значными числами, складывать и вычитать, и сигнализировать о переполнении звонком. Считается, что калькулятор не был построен. И машина, и ее схемы были потеряны во время войны. Тем не менее, машина Шикарда считается первой вычислительной системой. (Имеет место мнение, что Леонардо да Винчи построил счетную машину задолго до Шикарда).
Блез Паскаль строит второй механический калькулятор в 1642 году. "Паскалин" - имеет другой механизм, чем машина Шикарда, и не очень надежна. Но если машина Шикарда забыта, и Паскаль вообще не уверен, существовала ли она, то творение Паскаля известно, и именно оно впервые представляет широкой общественности идею компьютера. Паскаль делает несколько таких машин и продает около 10 экземпляров (информация спорная).
1674. Готфрид Лейбниц создает "Stepped Reckoner" - "Ступенчатый вычислитель". Машина использует подвижную каретку, - так что она способна, помимо сложения и вычитания, умножать, делить и вычислять квадратный корень.
Лейбниц также описал двоичную систему исчисления.
За полтора века еще несколько успешно работающих и продающихся калькуляторов создаются в Англии, Германии. А в 1820 де Кольмар создает свой арифмометр, первый калькулятор, ставший массовым продуктом. Он работает практически по принципу машины Лейбница и до сих пор является одной из самых надежных счетных машин.

Жозеф-Мари Жакар изобретает способ автоматического контроля за нитью при работе на ткацком станке, - станок контролируется карточками с отверстиями в местах, соответствующих узору. Изобретены перфокарты.
Чарльз Бэббидж (1791 - 1871) - одно из самых громких имен в истории компьютера.
Около северного полюса Луны есть кратер, названный по имени Бэббиджа. Когда он умер, однако, мало кто знал, кто он такой. В 1880-х Бэббидж был известен в основном за свои реформы в математике (и комитет Кэйли советовал Британскому правительству не отягощать себя построением его "Аналитической машины"). И только в 1908 году его имя было извлечено из тьмы, - на заседании Королевского общества он был назван "глубоким мыслителем". А между тем, использование перфокарт и циклов, например, происходит именно от Бэббиджа.
Бэббидж был преподавателем математики в Кэмбридже, как и Ньютон. Он был его последователем, ньютонистом, исследователем божественного устройства мира и детерминистом; Бэббидж полагал, что, когда его вычислительная машина просчитает все закономерности мира, - то все в мире станет предсказуемо. Он не пропускал ни единого факта, полагая каждый из них важным для будущих подсчетов. Он, например, хотел подсчитать, сколько деревьев может увидеть человек за 10 часов. В 1857 году он опубликовал таблицу подсчетов относительной частоты битья стеклянной посуды с причинами, где было описано 464 случая.
Бэббидж был своеобразным эстетом, - он любил туннели, мосты, железные дороги, кнопки и все, что свидетельствовало о победе человека над природой. Он скучал в театре, но радовался, рассматривая механизмы сцены с обратной стороны (об этом его книга "Происшествия из жизни философа "). Бэббидж обожал огонь. Однажды он жарился в печке при температуре 256 ' F "без какого-либо особенного дискомфорта".
Бэббидж ненавидел музыку. Особенно он не любил уличных музыкантов, а людей, слушающих их, громил за пустую трату времени и леность, незанятость ума. Сам он говорил, что 25% его рабочей энергии забирает, разрушая, уличная музыка. Он писал протесты в "Таймс" и другие издания, выступая против музыкантов, до тех пор, пока не стал объектом всеобщих насмешек. Публика мучила его непрекращающимся парадом скрипачей, псалмопевцев, проповедников, - и даже ходоки на ходулях заходили к нему на двор. Соседи нанимали музыкантов играть под его окном. В местных магазинах развешивали высмеивающие его плакаты. Однажды он подсчитал, что за 80 дней его задели таким образом 165 раз.
Однажды духовой оркестр играл перед его окном 5 часов с небольшим перерывом. Когда он выходил, дети бежали за ним, а взрослые следовали на отдалении. Однажды толпа в 100 человек ходила за ним довольно длительное время, прежде чем он смог найти констебля, чтобы разогнать ее. Говорят, все это происходило оттого, что он был слишком наивен, верил бродягам, не отличал толпу от "джентльменов". В общем, мы имеем портрет типичного сумасшедшего ученого - изобретателя XIX века.
Изобретения Бэббиджа: в 1820-21 годах он задумывает машину "Difference Engine". Это массивный, работающий на пару механический калькулятор, предназначенный для того, чтобы просчитывать астрономические таблицы.
В 1832 он строит его прототип, а точнее, - один сегмент. Это машина, работающая с точностью до 6 знака после запятой и способная вычислять производные второго порядка. Результаты были бы перфорированы на металлической пластинке. К сожалению, кроме этого сегмента ничего не было произведено. (В 1842 Британское правительство окончательно прекратило финансировать этот эксперимент).
Бэббидж решает также строить "Аналитическую Машину" (Analytical Engine) - механический компьютер, который смог бы решать практически любые математические задачи. Правительство не хотело давать деньги на новую машину, пока старая не была закончена. Около 8 лет Бэббидж подавал прошения с просьбой о субсидиях - либо на завершение работы над старой машиной, либо на построение новой. Британия в то время переживал так называемые "голодные 40-е", а 18 тыс. фунтов уже были потрачены Бэббиджем. Его просьбы проигнорировали. К 1851 году Бэббиджа уже окончательно покинула всякая надежда создать "Аналитическую машину".
Если бы машина была создана, то она, по мнению многих исследователей, обладала бы основными чертами современного компьютера. Единственная отсутствующая черта - это рабочая программа, хранящаяся в памяти компьютера; у Бэббиджа программы должны были храниться только на перфокартах. Такие машины, постепенно перешедшие в компьютеры, называют программируемыми калькуляторами.
Ада Ловлейс, дочь Байрона, знакомится с Бэббиджем в 1833 году.
Она описывает его "Аналитическую Машину" как станок, которые ткет алгебраические системы так же, как станок Жакара - цветы и птиц. Опубликованная ею статья с анализом машины обрисовывает основы компьютерного программирования, включая циклы и обращение к памяти. Впрочем, мнения относительно вклада Ады в историю компьютера расходятся.
В 1854 году в свет выходит книга Джорджа Буля, описывающая основы алгебры логики. Логические типы данных впоследствии получили название булевых.

XX ВЕК


Создаются диоды, триоды, появляется электронно-лучевая трубка, продолжается постепенное развитие арифмометров, которые постепенно переходят в компьютеры. Вот только на каком этапе? До сих пор несколько компьютеров борются за звание первого.
Гонка.

В 1934 немецкий инженер Конрад Цузе, пытаясь улучшить арифмометр, придумывает автоматический калькулятор, состоящий из основной управляющей программы, памяти и вычислительного модуля. Легенда гласит, что он ничего не знал об аналогичных разработках Бэббиджа. В 1938 Цузе строит первый бинарный компьютер - калькулятор (Z1). Получив поддержку правительства, уже на деньги Третьего рейха Цузе строит Z2. Затем Цузе отправляют служить в армию.
1937 Алан Тьюринг описывает машину Тьюринга. Джон Атанасов в США разрабатывает принципы работы электронно-цифрового компьютера.
Пока Цузе в армии, в 1941 Атанасов и Берри создают специальный калькулятор для линейных уравнений. "ABC" (Atanasoff-Berry Computer).
В 1941 году Цузе, мобилизовавшись, завершает работу над первым мульти-целевым программируемым калькулятором (Z3), который считается одной из передовых разработок того времени. Теперь правительство отказывает ему в финансировании. Работа останавливается. Только Z4 пережил войну (был сделан в Цюрихе) и до 1955 работал в Швейцарии, в Институте прикладной математики.
В декабре 1943 уже работает английский "Колосс".
Во время второй мировой войны было необходимо расшифровать закодированные немецкие послания. Фашисты разработали машину под названием Enigma. Она генерировала постоянно меняющиеся коды, которые невозможно было расшифровать за короткое время, имеющееся до нового изменения. COLOSSUS быстро расшифровал коды, создаваемые Enigma. Колосс сыграл большую роль в войне, и его существование было секретом до 70 года, а коды и механизм дешифровки держатся в тайне до сих пор. Колосс - претендент на звание первого компьютера.
Ноябрь 1945 ENIAC, Electronic Numerical Integrator Analyzor and Computer - продукт лаборатории по исследованию баллистики в Мэриленд - один из самых известных больших компьютеров. Компьютер задуман в помощь расчета зон обстрела в артиллерии (разработка началась в 1943). Разработчики - Мочли и Экерт. Компьютер весит 30 тонн и способен выполнять пять тысяч операций в секунду. Главный претендент на звание первого компьютера.
1945 Джон фон Нейман разрабатывает концепцию хранения программ в памяти компьютера. В июне, присоединившись к команде ENIAC, он строит EDVAC (Electronic Discrete Variable Automatic Computer), - это один из первых компьютеров со встроенными программами, называемый впоследствии "компьютер фон Неймана". Еще один претендент на звание первого компьютера.
Телефонные Лаборатории Белла в 1947 году изобретают транзистор.
Январь 1948 Уоллас Экерт, IBM, и его команда завершают "SSEC" ("Selective Sequence Electronic Calculator"). Машина может хранить ряд программ в памяти (очень маленькой). IBM считает SSEC первым компьютером.
Июнь 1948 The Small-Scale Experimental Machine, известная как SSEM, или Baby (Малыш - машина весила всего одну тонну) построена в Унивеситете Манчестера.
Это была первая машина, имеющая все части, теперь рассматриваемые как компоненты классического компьютера: она могла хранить и информацию, и команды в электронной памяти. Память была настоящей Random Access Memory (RAM), по контрасту с другими компьютерами, которые были основаны на гораздо менее гибких механизмах памяти.
1949 - Морис Уилкс и его команда в Кембридже, Англия завершает EDSAC. (Electronic Delay Storage Automatic Computer), - компьютер, построенный по образцу EDVAC (так пишут американцы). Еще один кандидат на роль первого компьютера.
Все машины, появляющиеся с 1948 года, уже могут полноправно называться компьютерами.

1951 UNIVAC, the Universal Automatic Computer разработан в Унивеситете Пенсильвания Мочли и Экертом. Работа началась в апреле 1946, и правительство выделило им 300.000 долларов на разработку. Надо сказать, этих денег им не хватило, - ученые с большим трудом нашли инвесторов из сферы бизнеса, с помощью которых построили шесть UNIVAC I общей стоимостью около миллиона долларов. В то время считалось, что шесть машин удовлетворят нужды если не всего мира, то всей страны.
В 1952 UNIVAC "предсказал" победу Эйзенхауэра на президентских выборах, - после чего в Америке началась эра компьютера. Помимо появившейся параноидальной идеи о повсеместной замене людей компьютерами, UNIVAC вызвал просто взрыв интереса к этой научной области. НАВІТЬ ЛЮДИНА НЕ МОЖЕ З ТОЧНІСТЮ ЩОСЬ СКАЗАТИ, ТУТ ДОДАВСЯ МІСТИЧНИЙ ЖАХ ПЕРЕД КОМП’ЮТЕРОМ – ТЕХНОФОБІЯ.

С 50-х разрабатываются языки программирования: FORTRAN, COBOL, BASIC PASCAL C, продолжаются разработки hardware - появляются компилятор, плоскостной транзистор, интегральная схема, микрочипы, микропроцессоры и т.д.
В 1974 появляется первый персональный компьютер.

В 1981 году публике представлен IBM PC.
В 1984 - персональный Macintosh. Этот компьютер уже имеет, в отличие от IBM, графический интерфейс.
Microsoft Windows 3.1 - первый графический интерфейс PC появляется лишь в 1992, и вплоть до Windows 95 ОС Microsoft - не ровня Mac.

ИНТЕРНЕТ
Движущая сила развития Интернета, как и компьютеров, - военные и война. Сама концепция (в ранней форме) подсоединения большого числа компьютеров к одному через удаленные терминалы активно развивается в MIT (Массачусетский Технологический Институт) в поздние 50-е и 60-е годы. Как будут сообщаться американские города и люди после атомной войны? Очевидно, через некую сеть. Как будет управляться эта сеть? Любой центр управления мгновенно станет мишенью. RAND находит оригинальный ответ, - центра не должно быть в принципе. РИЗОМА!!!
В 1964 Поль Баран - штатный сотрудник RAND представляет идею расщепленного центра. Идея проста: сеть признается изначально ненадежной, - поэтому, чтобы превзойти свою ненадежность, она должна быть создана по принципу "получать-посылать". Все узлы в сети равны между собой по статусу, - каждый узел может получать, посылать и пересылать информацию. Каждый пакет информации выбирает свой путь самостоятельно, - он перебрасывается узлами сети как горячая картошка, пока не достигнет цели. Даже если большая часть узлов уничтожена, пакет все равно способен дойти до цели. Такая система не слишком эффективна (по сравнению с телефонной), - но крайне живуча.
Эта концепция в 60-е активно развивается и обсуждается в RAND, MIT и UCLA. National Physical Laboratory в Англии в 1968 делает пробную сеть.
В 1969 UCLA создает ARPANET - зачаточную сеть из четырех узлов (названную в честь Пентагона, спонсора). 4 компьютера могут обмениваться данными с помощью специальных проводов для скоростной передачи, - компьютеры могут быть даже программируемы по сети.
1971 - Рэй Томлисон из BBN изобретает email программу. Точнее, он модифицирует уже имевшуюся программу (SENDMSG) и посылает себе письмо с содержанием "QWERTYUI". Программа стала хитом. Значок @ был избран именно тогда.
Ко второму году существования программы становится известен скандальный факт, - ученые использовали сеть отнюдь не для программирования на расстоянии, а в качестве крайне дорогостоящей, находящейся на федеральной субсидии скоростной персональной почты. Главный трэффик на ARPANET составляли обсуждения проектов, обмен мнениями, совместная работа над проектами, личные послания и сплетни. У ученых были свои почтовые адреса и персональные user accounts. Мало того, они воспринимали эту возможность коммуникации one-to-one с большим энтузиазмом, чем перспективы дистанционного программирования.
На протяжении 70-х сеть росла.
В 1971 было 15 узлов: UCLA, SRI, UCSB, Univ of Utah, BBN, MIT, RAND, SDC, Harvard, Lincoln Lab, Stanford, UIU(C), CWRU, CMU, NASA/Ames; а в 1972 году - 37.
Сам АРПАНЕТ контролировался вплоть до 1983, когда его военная часть отвалилась (MILNET), и был формально закрыт в 1989.
В 1974 BBN открывает публичную Сеть - Telenet. Появляются и другие сети - FDDI, X.25, USENET.
В 70 и 80-е многие группы обзаводятся мощными компьютерами и подключают их к сетям. Все больше людей стали называть это явление Интернетом.
1987: число машин, соединенных с сетью, переваливает за 10,000.
1989 - за 100,000. Число машин, подсоединенных к сети, с 1988 года каждый год удваивается.
Тим Бернерс-Ли разрабатывает концепцию World Wide Web, и CERN (European Organization for Nuclear Research) выпускает первый Web server в 1991.
1992 - 1,000,000 пользователей.
1993 Марк Андреесен создает первый графический броузер - МОЗАИК (до этого были другие броузеры: Lynx, Cello, Amaya, Viola).
1994 Мозаик улучшается, появляется MOSAIC Netscape. Mosaic Communications Corporation, позднее - Netscape, выпускает броузер, который поддерживает tag CENTER, позволяет multiple concurrent tcp connections, что сильно сокращает время загрузки.
1995 - JAVA (SUN). Год доминирования Netscape. Выходит его вторая версия (1.1). Она поддерживает Frames, JavaScript, различные Plug-in, в том числе и RealAudio, анимированные gif, цветной фон и т.д.
1996 - год войны броузеров. Microsoft's Internet Explorer 2.0 - еще плохой броузер, но Explorer 3.0. - уже соперник Netscape. Explorer начинает давить: у Netscape были открытые стандарты, - Microsoft же сливает броузер со своей операционной системой (Microsoft выпускает ActiveX, который позволяет работать на Web странице приложениям Windows, и JAVA заменяет JСscript - разновидностью, которая работает только на PC).
Netscape был лучшим вплоть до 1997, пока не вышел Explorer 4.0, глубоко интегрированный в систему Windows. Netscape проигрывает войну.
1998. Появляется WAP, рождается Open Source Community. Уже 2 миллиона доменов, 19,5 миллионов пользователей.

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
В 1982 году компьютер назван человеком года (журнал "Time"). Какие изменения активно развивающаяся и проникающая в жизнь людей технология производит в обществе? Ведущими становятся несколько концептов:
Коммуникация - центральное звено цифрового будущего.
Вместо физического присутствия - цифровое, электронное присутствие, создающее новые формы социального взаимодействия. Новые типы сообществ - micro: маленькие объединения людей вне географических и других границ. Новая форма обмена идеями.
Постоянное собирание информации ведет к исчезновению обыденной жизни, к новым формам контроля. Разрушение privacy, - обычное собирание информации теперь грозит вторжением в частную жизнь.
Глобальная коммуникация - сжатие мира, исчезновение "места" как такового. Исчезновение пространства.
Ускорение времени. Цифровая информация передается со скоростью света.
Глобализация. На электронной фондовой бирже происходит столько торгов в день, сколько раньше происходило в неделю.

Индустриальная эпоха - эпоха реализации идей Просвещения. В технологическую эру общественное устройство изменяется, общество становится постиндустриальным, информационным. Характеристики:
В центре такого общества - информационные (медиа) технологии (в отличие от фабрик индустриального общества), которые, в сущности, правят обществом. Соответственно, акцент - на проблемы организации технологий и теоретического знания.
Основным производственным ресурсом в таком обществе выступает информация (в доиндустриальном - сырье, в индустриальном - энергия). Информация и знание становятся непосредственной производительной силой, технологический прогресс воплощается в самостоятельном существовании информации и знаний. Производственная деятельность теперь носит характер обработки (соответственно ранее: добычи и изготовления), технология становится наукоемкой (в отличие от предыдущих типов - трудоемкой и капиталоемкой). Основную профессиональную группу составляет класс технических специалистов; основными издержками становятся информационные издержки. Знание теперь используется для производства знания, - знание становится основным условием производства.
Знаменитая формула гласит: первое общество (традиционное) - взаимодействие с природой, второе (индустриальное) - взаимодействие с преобразованной человеком природой, третье (постиндустриальное) - чистое взаимодействие между людьми. Переход от товаропроизводящего хозяйства к сервисной экономике, изменение структуры занятости и ориентиров человека, становление новой мотивации деятельности и т.д., - все это черты характеризуют постиндустриальное общество.

Коммуникация - центральное звено цифрового будущего. Новая форма коммуникации, ставшая возможной благодаря цифровым технологиям, - это горизонтальная коммуникация "от-одного-к-одному". Место физического присутствия теперь занимает цифровое, электронное присутствие, создающее новые формы социального взаимодействия. Маленькие объединения людей "по интересам" в Сети, не подчиняющиеся законам какого-либо определенного государства, не ограниченные языком либо социальными барьерами - это новый уникальный тип взаимодействия, коммуникации, самоидентификации, представленный новыми технологиями.

НОВЫЕ СПОСОБЫ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
Мануэль Кастельс "Становление общества сетевых структур": "происходит радикальное изменение направления использования информации или знания, в связи с чем главную роль в жизни людей обретают глобальные, "сетевые" структуры, вытесняющие прежние формы личной и вещной зависимости. Эта новая эра информационализма уникальна, - и переход к ней можно сравнить с величайшими переломами в истории человечества. Распад единой самобытности (национальной, державной), равнозначный распаду общества как единой социальной системы, вполне может оказаться главной приметой нашего времени. На первый взгляд, мир теперь состоит из одних рынков, сетей, индивидуумов и стратегических организаций, и подчиняется структурам "рациональных ожиданий", за исключением случаев, когда 12-летний мальчик расстреливает свой класс".
Главное в таком обществе - это отношения социума и личности, которые со временем не гармонизируются, а становятся все более напряженными. Современные общества структурируются вокруг противостояния общества и личности, причем именно реструктуризация хозяйства, глобализация, появление организационных сетей, распространение культуры виртуальной реальности вызывает к жизни феномен "нарастания самобытности" (идентичности), помогающей человеку противостоять внешнему миру.
Есть три типа самосознания, каждый из которых выступает мощным двигателем прогресса. Первый - законообразующее самосознание - характерен для индустриального строя и системы ценностей, порождающей традиционное гражданское общество и национальное государство. Второй - самосознание сопротивления - свойственен времени перехода к новому типу ценностей, формирующихся вокруг признания значения локальных общностей; третий тип - project identity, самобытность, устремленная в будущее, которая в теории способна создать новое государство и общество.
"Сегодня наблюдается становление мощной идентичности сопротивления, которое находит себе опору в ценностях небольшого сообщества и не поддается напору глобальных тенденций и радикального индивидуализма. Самобытность сопротивления не ограничивается традиционными ценностями. Она может строиться вокруг проактивных социальных движений, предпочитающих утверждать свою самостоятельность именно через общинное сопротивление. Самобытность сопротивления получает в обществе сетевых структур столь же повсеместное распространение, как и индивидуализм, что является результатом исчезновения некогда существовавшей легитимизирующей самобытности, на основе которой в промышленную эпоху строилось гражданское общество".
Популяризация культуры хакеров, широкое распространение стратегии open-source, деятельность медиа активистов лишь подтверждают теоретические конструкты Кастельса. Идентичность сопротивления становится одной из ведущих форм самоидентификации определенной части членов информационного общества, - и их претензии к различным системам власти на протяжении последних десятилетий лишь только растут.

ВЛАСТЬ
Власть больше не является уделов институтов (государства), организаций (капиталистических фирм), носителей символов (корпоративные СМИ). Она распространяется по глобальным сетям богатства, власти, имиджей и информации, которые циркулируют в системе с эволюционирующей конфигурацией, не имеющей географических привязок. "Новая власть заключается в информационных кодах, имиджах, центрами такой власти становятся умы людей, - вот почему власть в информационный век одновременно можно идентифицировать и невозможно уловить".
В информационном обществе доминирующие функции и процессы, структуры власти организованы по принципу сетей. Именно сети составляют новую морфологию общества, и сетевая логика распространяется на производство, повседневную жизнь и культуру.
"Сети становятся структурами, способствующими развитию целого ряда областей - капиталистической экономики, основывающейся на инновациях, глобализации и децентрализованной концентрации; сферы труда с работниками и фирмами, основанной теперь на гибкости и адаптируемости; сферы культуры, характеризуемой постоянным расчленением и воссоединением элементов; сферы политики, направленной на мгновенное усвоение новых ценностей; социальной организации, преследующей целью завоевание пространства и уничтожение времени".
Вокруг глобальных сетевых структур капитала, власти и информации строятся новые экономические формы. В сети объединяются все без исключения (географические границы здесь не играют роли), - поэтому происходит фрагментация деятельности. Возникает некое новое разделение труда, которое состоит в выполнении взаимосвязанных задач в разных точках земного шара.
Капитализм обретает новое лицо, - капитал теперь работает в глобальном масштабе сетей и в реальном времени. Глобального класса капиталистов более не существует, - вместо него имеется взаимосвязанная глобальная система капитала. "Над многообразными буржуа восседает безликий обобщенный капитал, сотканный из финансовых потоков и управляемый электронными сетями. Это капитализм в его наиболее чистом выражении, деньги ради денег и производство ради производства - информационный капитализм".
Что в таком обществе происходит с трудом? Если капитал теперь носит глобальный характер, то труд - локальный. Труд становится индивидуализированным. Капитал и труд разносятся в разное пространство и время: пространство потоков и время компьютерных сетей. "Они живут за счет друг друга, но не связаны между собой, - потому что жизнь глобального капитала все меньше зависит от конкретного труда, и все больше - от накопленного труда как такового, которым управляет небольшой мозговой центр, обитающий в виртуальных дворцах глобальных сетей".
Производственные отношения коренным образом изменяются: капитал стремится уйти в киберпространство, где он сможет беспрепятственно обращаться, - а труд теряет свое коллективное лицо, растворяясь в бесчисленном множестве индивидуальных форм существования. Борьба между рабочими и капиталистами переходит в более глубинную категорию: противоречие между голой логикой потоков капитала и культурными ценностями человеческого бытия (см. о франкфуртской школе, Хабермас).

Широко распространяется новый тип художественно-теоретической деятельности, представленный, например, CAE: это группа американских теоретиков, критически осмысляющих технизированную действительность и выступающих с текстами и художественными проектами, активность которых разрушает традиционное представление о довольно пассивной роли мыслителей в обществе.
НОВЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
CAE (Critical Art Ensemble) "Utopian promises - Net Realities".
Эйфория по поводу техники случалась не раз: брехтовская - по поводу радио, эйфория 70-х - по поводу видео; в 80-х волна оптимизма сопровождала развитие Интернета и активное развитие компьютеров.
Основные обещания нового времени, широко развитые в работах теоретиков виртуальной реальности, включают концепты:
Нового тела - виртуального тела - тела великих возможностей. "В виртуальном теле мы можем отправляться, куда захотим, мы можем выбирать пол, мы можем пересобирать само тело, можем снова и снова переживать бессмертие, - ничто в этом теле, в этом пространстве не закреплено, - все подвижно, текуче". Какова расплата за такую свободу? Расплата, утверждает САЕ, - утрата индивидуального суверенитета, причем не только пользователями сетью, но и всеми людьми - членами обществ, ориентированных на технологию.
Цифровое тело - это коллекция файлов, "соединенных" с индивидом. Тело такого типа существовало в недоспелой форме с рассвета цивилизации. Власть всегда стремилась собирать данные обо всех своих мелких чиновниках, - иметь информацию означает контролировать. Первые письменные документы - это записи о полученных налогах, и именно технология письма ввела в материальной мир "информацию о". Информация о каждом члене общества собирается с его рождения и до самой смерти и включает в себя данные разного порядка: налоговые декларации, медицинские справки, билеты, паспорта, страховки, счета, регистрации, етс.
Цифровое тело, рассмотренное в таком аспекте, имеет две главные функции: одна служит репрессивному аппарату, другая - маркетингу и рынку. Благодаря цифровому телу, жизнь человека становится абсолютно прозрачна (она записана на понятном и едином, унифицированном языке сети). Коллекция файлов, создаваемая "по следам" цифрового тела, характеризует человека куда лучше и точнее, чем все документы, ранее получаемые властью. Такая возможность контроля служит и рыночной функции. С тех пор, как пан-капитализм перешел от стратегии экономики необходимого к экономике желания, были созданы совершенные механизмы для выработки ложных желаний, ложных потребностей. Индивидуальный товар, специализированный под конкретного человека и способный соблазнить его, легче произвести, имея точный портрет индивидуума и облегченный прямой доступ к нему. "Не ты выбираешь товар, а товар выбирает тебя", - этот популярный рекламный лозунг приобретает теперь новое значение. Цифровое тело становится центром социальной жизни, - причем органическое существование не является больше детерминирующим фактором. Реальное тело оказывается всего лишь носителем, представителем цифрового тела, - нового члена общества, удобного объекта для контроля власти и атаки корпораций.
Удобство. Чем сложнее организовано общество и чем более оно рационализировано, тем выше его эффективность. К сожалению, люди наделены нерациональными характеристиками, самое пресловутое из которых - желание. Невозможно бесконечно увеличивать эффективность, - люди ищут удовольствия, которое враждебно инструментальным целям производства. Работник - робот же, не имея иррациональных желаний, гораздо более выгоден производству и обществу. Но полностью заменить людей роботами невозможно. САЕ предполагает, что капитализм на современном этапе развития в своем стремлении соблазнить людей новыми технологиями (мобильные телефоны, переносные компьютеры) достигает ничего иного, как постепенного слияния людей с техникой, что бесконечно повышает производительность. Способ соблазнения? Огромное удобство. На компьютере писателю удобнее писать текст. Но он теперь пишет как минимум два текста за то время, что раньше требовало написание одного.

КУЛЬТУРА В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ
Происходит выдвижение на первый план связки нескольких ведущих категорий:
1. Понятия интерактивности и представления об утрате артефакта как центра эстетического рассмотрения.
2. Окончательной дематериализации произведения искусства.
3. Цифровой основы работ: вариативности и функциональности, подвижности, способности к репродуцированию. А. Отсюда - вопрос об авторстве.
4. Внедрения концепции искусства как информационной системы (подготовленной практиками концептуалистов 60-70-х), - в отношении материала, формы, способов восприятия и т.д.

Интерактивность здесь понимается как принципиальное изменение схемы появления произведения: разрушение соотношения производитель - послание - получатель; интерактивность как смещение от репрезентации к коммуникации, от подражания к симуляции. Интерактивность - это определенная степень участия зрителя - пользователя, имеющего возможности к минимальной модификации произведения. Нынешний пользователь - не читатель или слушающий-смотрящий, он обладает определенной компетенцией относительно языка сообщения. Он включен в режим восприятия: от него ожидается физическое действие, планирование и постоянное принятие технических решений.
Дематериализация. Эстетика мутирующей формы (термин Питера Луненфельда) гласит: больше нет объектов, больше нет кажущегося и реального, больше нет эстетики внешнего, поверхности, материала.
Цифровая основа. Вариативность. Функциональность.
Цифровая медиа производит тотальное редуцирование всего до чисел. Все измерения, которые должны отображать реальное пространство, определены и измерены.
Все образы состоят из пикселей - таким образом, все объекты представляют собой определенное количество точек. Медиа элементы представлены, записаны, хранятся, вопроизводятся и передаются как дискретные элементы, - эти элементы совместно конституируют объект, но при этом не теряют собственной отдельной идентичности.
Таким образом, все объекты - это математические формулы. И, по крайней мере часть операций по работе с ними, - создание, оперирование, доступ может производиться без участия человека (например, автоматическая корректировка образа в некоторых программах по обработке изображения).
Виртуальный мир - мир не созданный. Это - ассамбляж готовых частей. В цифровой культуре творение заменяется выбором, селекцией; не комплектом значений, а пикселами. Таким образом, виртуальный мир характеризуется вариативностью и автоматизмом: вариативностью медиа объекта, когда на основе одной и той же базы данных может быть создано несколько проектов, и автоматическим характером "работы" проекта.
Виртуальный мир, кроме того, - это постоянное обнажение приема, демонстрация его иллюзорности. Акт коммуникации сводится к физическому контакту - самому акту связи, в течение которого пользователь ждет загрузки, адресуется к компьютеру и иногда получает ошибку 404. Опыт субъекта оказывается структурирован периодическими смещениями его ролей: от зрителя до пользователя, от восприятия к участию, от концентрации к рассиеванию внимания, от полной правдивости иллюзии до обнажения надстройки.
Смерть автора: Самоповторяющееся, саморазвивающееся, самокопирующееся и саморассылающееся искусство было мечтой первых net артистов. Авторство и единичность, уникальность работы представляется весьма сомнительной в искусстве, где значительная роль в создании работы принадлежит информации, машине.
Нестабильное искусство - это ответ на текучее пространство.
Искусство как информационная система (или взаимодействие с информационной системой).
В мире существует новая система информации. Соответственно, должны быть выработаны новые стратегии художественной деятельности, которая становится все более ориентирована на модификацию, укрощение, разрушение, обращение против самих себя потоков информации, на создание инструментов для перенаправления этих потоков. Эту теорию пропагандирует в своих работах и текстах Алексей Шульгин.
Поскольку значимо становится уже не столько высказывание, сколько поток высказываний, информационный поток, то то художественное произведение будет иметь ценность, которое позволит его перекрывать, моделировать, модифицировать, перенаправлять. То художественное произведение будет иметь ценность, которое даст возможность игры с этими информационными потоками, а не будет лишь вписываться в один из них - маленькой составной - точкой.

Библиография:
1. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология (под ред. В.Л.Иноземцева). М., Academia, 1999.
2. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. Киев-М., 1999.
3. Druckrey Timothy, editor. Electronic Culture: Technology & Visual Representation. New York: Aperture, 1997.
4. Heim Michael. The Metaphysics of Virtual Reality. N-Y: Oxford. 1993.
5. Kittler Friedrich. Literature. Media. Information Systems. Amsterdam - OPA. 1997.
6. Virilio Paul. The Information Bomb. London-N-Y: Verso, 2000.
7. Статьи Вирилио, Бодрийяра, Крокеров и других исследователей на сайте www.ctheory.com
8. Материалы обсуждений нет.арта, манифесты художников, интервью и т.д. со страниц www.nettime.org и www.syndicate.at
9. Лежащие в свободном доступе работы Mark Dery. Selection from Escape Velocity; Pierre Levy. Collective Intelligence; Donna Harraway. Manifesto for Cyborgs; любые работы Hakim Bay, CAE; статьи Erkki Huhtamo, Lev Manovich, Villem Flusser, Peter Weibel, Ziegfrid Zielinski, Florian Roetzer, Catherine Hayles.
10. История техники: https://www.digiweb.com/~hansp/ccc/cclist1.htm https://www.best.com/~wilson/faq/chrono.html https://www.dejavu.org/premos.htm https://www.mediahistory.com/

МАКЛЮЭН - ПИОНЕР МЕДИА ТЕОРИИ. ГЕНИЙ ИЛИ ИДИОТ?
(англо-саксонская традиция)

Герберт Маршалл Маклюэн (Herbert Marshall McLuhan; основные книги: "Галактика Гуттенберга" 1962, "Понимая медиа" 1964, "Медиа - это массаж", 1967 (совм. с Квентином Фиором), "Война и мир в глобальной деревне", 1968 (совм. с Квентином Фиором) - основоположник англосаксонской традиции медиа теории. Англосаксонская школа считается одним из первых цельных направлений по изучению медиа, - отчасти благодаря факту осмысления себя в качестве таковой, а также огромной популяризации.
В 60-е годы в Канаде (корни - 40-е) появилась школа, которая не отрывочно осмысляла некоторые аспекты влияния некоторой техники на развитие человека, культуры или различных видов искусства (как было раньше, с отдельными работами и исследователями), а претендовала на создание систематизированного изучения влияния технологий на сознание человека и плоды его деятельности. Эта школа претендовала на создание технического варианта антропологии, - версии развития человечества в связи с выдвижением на первый план на разных этапах эволюции той или иной технологии.
Основное внимание здесь уделялось коммуникационным технологиям. Основные объекты изучения: "литературность", алфавит, печать и др. Отдельного рассмотрения заслуживает специальный стиль, сформированный членами школы.
Историко-биографические подробности:
В 50-е годы Харольд Иннис, действительный пионер медиа теории и "человек, вдохновивший Маклюэна" (так его представляют на супер обложках его книг), был деканом аспирантского отделения Университета Торонто. В это время там также преподавали: Маршалл Маклюэн, Ерик Хэйвлок (Havelock), Джек Гуди (Goody), Иан Ватт (Watt). Канадская школа теперь ассоциируется именно с этой группой людей, объединившихся в 50-60-е годы вокруг Инниса в Университете Торонто.

Харольд Иннис.
В 1951 году Иннис выпустил книгу своих эссе "Bias of Communication" (Влияние коммуникации). Книга представляет собой собрание довольно разрозненных, но новаторских статей, посвященных одной проблеме: влиянию типа коммуникации, средств и способов коммуникации (то есть, по сути, коммуникационных медиа технологий) на соответствующее историческое время.
Основная посылка такова - способ передачи информации, способ коммуникации во многом определяет и тип коммуникации, и ее содержание (корни Маклюэнского "medium is the message"). А поскольку обмен информацией - центр, основа общественной жизни и развития, то способ хранения информации, способ обмена информацией играет центральную роль в судьбе народа, в эволюции человечества.
Коммуникация для Инниса - средство хранения знания. А знание - власть. Соответственно способы коммуникации характеризуют также и власть - и всегда находятся в ее руках. По характеру средств передачи знания мы можем безошибочно судить о культуре. Изучая медиа технологии соответствующего времени, мы можем понять суть культуры.
Х.Иннис - историк. Он применяет свой метод к анализу древних культур, пытаясь охарактеризовать различные древние цивилизации в соответствии с бытовавшими в них типами и средствами коммуникации. Каждая эпоха рассматривается как замкнутая и характеризующаяся своим типом медиа система.
Передача знания - коммуникация осуществляется в пространстве и во времени. Это два главных типа коммуникационных медиа и два типа империй-цивилизаций.

Пример. Способность империи сохранять и поддерживать свою мощь базируется на особой технике обращения со временем и пространством. Одни империи концентрируются на времени, другие - на пространстве. Каждому типу свойственны определенные черты.
У тех империй, которые концентрируются на времени, коммуникационные медиа - "твердые", долго хранящиеся и крайне трудные для передачи. Например, египетская империя и ее письмена на камнях. Информацию, записанную на камне, крайне трудно передать, невозможно изменить, - зато она хранится очень длительное время.
Такой тип хранения информации (а значит, и тип коммуникации) соответствует определенным характеристикам общества, среди которых: строгая социальная иерархия, ориентированность на традиции, строгая мораль. Группа элиты, которая имеет доступ к этим медиа, наделена высшей властью.
Цивилизации же, которые ориентированы на пространство, имеют гибкие и подвижные средства коммуникации (папирус, например). Папирус легко транспортировать, переписывать, хранить, - а также терять, им легко обмениваться; с его помощью можно управлять обширной империей - рассылать безусловные к выполнению приказы. Такие империи широко разрастаются, характеризуются разветвленной сетью государственного управления, работающей на длинные дистанции. Им также свойственно развитие абстрактных наук, теоретического знания. Монополия на знание при этом другая - здесь властью наделен социум, а не группа элиты.

Смена медиа технологии означает смену парадигмы и влечет за собой развитие и смену культур и империй. Так, переход к использованию для записи папируса вместо камней (и другого типа письма) в Египте, повлек за собой глобальные изменения, которые в итоге привели к господству над этой территорией пространственно ориентированной Римской империи. Также и внедрение печати и бумаги окончило в средние века власть церкви над знанием и информацией и повлекло за собой целые революции, результатом которых отчасти является и наше время.
Итак, каждая новая коммуникационная медиа технология, по мнению Инниса, меняла и тип знания, и тип общества.
Иннис, разрабатывая вариант технологической антропологии, формирует круг интересов, ставших потом центральными для англосаксонской школы медиа теории. Его книга - сборник статей, иллюстрирующих изложенную выше теорию, а также обозначающих много других, не развернутых положений, многие из которых - лишь высказывания. Многие из этих сжатых формул были потом почти дословно повторены Маклюэном, развернуты в трудах других членов школы. Тем не менее, довольно широко и глубоко рассматривая тему (он выказывает глубокие исторические знания, а также вменяемость), он не смог, не успел обобщить ее до целостной теории. Через год после выхода книги, в 1952 году Иннис умер от рака.

Если для Инниса значимостью обладали не только медиа технологии, но и информация, знания, ими хранимое и передаваемое, то для медиа теоретиков - его последователей, и для Маклюэна в первую очередь, центральным пунктом стало положение о важности медиа и коммуникационных медиа в первую очередь как формы, чистой технологии. После смерти Инниса естественной стала фокусировка на изучении чистых средств коммуникации.
Итак, Иннис задал направление, - особых связей и настоящей атмосферы школы замечено не было. Однако выход в 1962 году сразу трех книг преподавателей Университета - "Галактики Гуттенберга" Маклюэна, "Предисловия к Платону" Хэйвлока (Preface to Plato, Havelock) и "Следствия литературности" Гуди и Ватта (Consequences of Literacy, Goody,Watt) стал основанием для рассуждений о школе. Каждая из этих книг развивала одно из направлений, намеченных Иннисом в истории развития медиа: Хэйвлок - речь и устная культура; Гуди - стандартные формы литературности и числа; Маклюэн - механическая печать и книга.

Маршалл Маклюэн сумел стать суперзвездой.
Маклюэн родился 21 июля 1911 года. С 1946 года до самой смерти (а умер он, как любят повторять его биографы, спокойно, во сне, в кровати, под Новый Год, в последний день 1980) он был преподавателем университета Торонто, и, по-видимому, умел обращаться с медиа, о которых писал. Его считали эксцентриком, - он вел себя довольно непоследовательно и много дурачился.
Маклюэн выступал с выездными курсами лекций, интервью с ним публиковали в "Плейбое" (в 1968 в интервью "Плэйбою" он пытался убедить его читателей, что мини-юбка - антисексуальна). Маклюэн регулярно появлялся в телевизионных ток-шоу. Он близко общался со многими звездами своего времени (Энди Уорхолом, Джоном Кейджем, Эзрой Паундом, королем Швеции Карлом Густавом, Вуди Алленом, список бесконечен). В общем, он довольно много активничал, пока, наконец, не достиг своей цели: осенью 1965 в газете "New-York Herald Tribune" критик Том Волф написал о нем: "Важный мыслитель, место которого в одном ряду с Ньютоном, Дарвиным, Фрейдом, Эйнштейном и Павловым".
Над этой фразой до сих пор многие подтрунивают, называя Маклюэна дилером теории коммуникаций. Кроме такой показухи, он довольно быстро оказался вовлечен в политические игры - его имя "как советника" упоминали с именами Кеннеди и Никсона. Его тексты довольно сильно политизированы, они пахнут холодной войной.
В общем, он был идолом для масс медиа и прошел буквально незамеченным для академической традиции.
Еще в начале своей карьеры он стал обходить академизм и авторитеты. Его заявления часто бывали невероятны, - но он считал, что необходимо разрушать линейные системы мысли. Однажды на конференции на вопрос - претензию именитого американского социолога Маклюэн ответил: "Вам не нравятся эти идеи? У меня есть другие".

Стиль. Маклюэн был преподавателем литературы, - он из тех теоретиков XX века, которые не признаются академической средой за отсутствием глубокой систематической обоснованности, а часто за отсутствием и попыток такого обоснования (как в случае Маклюэна). В целом, англо-саксонскую традицию часто, и небезосновательно, упрекают в поверхностности и узости - ее представители любят рассуждать об истории человечества, основываясь исключительно на анализе коммуникационных технологий и полностью игнорируя социальные и другие факторы.
У Маклюэна есть несколько тезисов о влиянии печати на культуру, сознание и развитие человечества, которые он постоянно повторяет. Лучшей его работой считается первая книга - "Галактика Гуттенберга". Она посвящена феномену печатной культуры и таким коммуникационным медиа, как письменность и печать.

Главный вопрос, которым задается Маклюэн, таков: в работе человеческого сознания нет и следа линейности или последовательности, - но именно такая цепь стала для нас индикатором логики и рассудка... Как же случилось так, что на многие века линейная и непрерывная структура, где каждый последующий элемент зависит от предыдущего, стала принципом организации всего общества, - как его физических, так и социальных структур?
Основной тезис Маклюэна, таким образом, состоит в том, что письменность и печать (они упоминаются вместе и взаимозаменяются, потому что дело, начатое первой, завершила вторая технология) ответственны за появление и развитие западного типа культуры со всеми вытекающими из нее следствиями. Этот рубикон - причина всех бед, постигших западную цивилизацию; но избежать такого пути развития было невозможно.

УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ КУЛЬТУРА
"Устная культура характеризуется эмоциональностью, разнообразием ощущений и переживаний. Письменная же культура - исключительной холодностью, однообразностью эмоций, узостью спектра".
Письменная культура - это культура визуальная. Будучи написано, слово перестает принадлежать миру слуха, - оно воспринимается глазом. Письменность переводит речь в визуальную материю. Значит, речь идет об эмоциональности устного мира и холодности визуального.
И дело не только в том, что теряется магическая сила слова, сила, которой обладало слово устное. Визуальный мир холоден еще и потому, что он односоставен, он исключает из своей системы другие пространства и чувства, выдвигая на первый план только одну способность - способность выражать всё словами по законам письменной речи. Холодность визуального мира = рациональное мышление (основа письменной речи).
Письменная речь - одна из первых и важнейших технологий, которая претендует на господство, пытаясь все эксплицировать в словах.
"Изобретение алфавита и письменности, как и изобретение колеса, было переводом или сокращением комплексного, органического взаимодействия разных типов пространств в одно пространство. Фонетический алфавит сократил все богатство чувств до одного, визуального кода".
Скачок в развитии одной технологии позволил активно развиваться тем типам восприятия и мышления, которые были этой технологией предложены: это рациональное, линейное мышление, размышление, отчуждение от естественного, переход в визуально-рациональный мир.
Только вербализованная мысль становится правдой, - мир других чувств рассматривается как иллюзорный, за исключением рациональных мыслей, которые были в нем увидены или услышаны. Для нового человека, пишет Маклюэн, визуальность первична в организации мысли и действия.
(Но не стоит идеализировать устную культуру. Примитивный человек жил в космической машине такой степени тирании, какой никогда не сможет достичь литературная вселенная. Ухо "включает", глаз "отстраняет". "Ухо - это паника, глаз - это свобода").

Именно фонетический алфавит, как технология особого рода, вызволил человека из устного мира всеобщей взаимозависимости в свободный визуальный мир письма. Сначала письменная речь, а потом печать сделали из человека индивида. Эти медиа ответственны за такую характеристику западного человека, как индивидуальность (индивидуализм).

Какие еще свойства сознания и, соответственно, черты общества, порождены технологией письма и печати? Линейное мышление, особый тип логики - причинно-следственные связи; представление о пространстве, как контейнере; и о времени, как о прямой с делениями.

Принцип работы алфавита и печатного станка: фрагментация, гомогенизация, формирование последовательной линии и механическое повторение, - передается на все общество.
Строение фонетического алфавита таково, что в нем значение отделено как от звука, так и от буквы. Значение разбивается на не значащие звуки, которые передаются не значащими буквами (единицами одного порядка), изображаются унифицированными шрифтами, которые выкладываются в линейной последовательности и повторяются (плюс механизация, ставшая возможной с открытием паровой энергии).
То есть целостное значение слова, фразы расщепляется до мелких, не значащих единиц, а смысл вновь обретается впоследствии - в их объединении. Расщепление и пересобирание по определенным, заданным правилам - принцип работы фонетического алфавита и письма.
Этот принцип довольно уникален. Линейное письмо и алфавит сделали возможным для греков, например, открытие грамматики мысли и науки. Традиционная техника знания также отсылает к таким составляющим, как системность, соответствия, элементы в последовательности, определенность и т.д. Такая система - ключ к пониманию мощи Запада (стратегии рынка, индустриальное производство, наука, развлечения строятся по этой схеме).

Представления классической физики, согласно которым все вещи во вселенной занимают свое место и могут быть описаны в соответствии с этим местом; и вообще представление о том, что вселенная - огромный механизм, - также следствия технологии письма и печати. Они основаны на представлении о стабильной системе времени и пространства, которое создано печатью. (Убедительных доводов в пользу такого представления Маклюэн не приводит).

Показательны в вопросе пространства рассуждения Маклюэна о доме:
Люди племени, первобытные люди всегда жили в круглых домах (пещера, чум, вигвам), - а затем стали жить в квадратных. Антропологи всегда отмечали этот переход и не могли объяснить его причины. За это берется Маклюэн.
Дом - расширение кожи и тепло-обменных процессов.
Человек племени действует как часть вселенной, как орган космоса. Он воспринимает функции своего организма как продолжение процессов вселенной. Дом для него - образ его тела (расширение кожи, тела), и образ космоса одновременно; это иконическое воплощение мира, мифа. Таким образом, круглое жилище - это не огораживание от внешнего мира, а включенность в него, в его динамические законы.
Цивилизованный человек стремится разграничить и организовать пространство, и разделить функции, - здесь действует аналитическая технология фрагментации. Цивилизованный человек также не воспринимает свой дом как ритуальное расширение своего тела или миниатюру космоса. Квадратное жилище - это отгораживание от мира, абстрагирование от мира, это специализация и фрагментация пространства.

В существующем понимании цивилизованности именно письменность и фонетический алфавит, сооружающий пропасть между ухом и глазом, переводит человека из члена племени в человека цивилизации, давая ему "глаз вместо уха". Письменная речь дает человеку интеллект в привычном его понимании, алфавит навязывает особые принципы конструирования реальности, которые приближают человека к цивилизации. Алфавит и письменность как цивилизующие факторы - один из ведущих пунктов в теории Маклюэна.
Пример. Доктор, долго проживший в африканской миссии, опубликовал статью "Как цивилизация повлияла на африканцев", которую пересказывает Маклюэн: изначально приехавших изумляли высокие рабочие качества африканских рабочих, не тронутых цивилизацией, и, в частности, образованием. Их описывают, как радостных, хороших работников, не жалующихся и не знакомых с чувством усталости от монотонной работы или дискомфорта на рабочем месте; они также честны и невероятно искренны. Не подвергавшиеся обучению дети, например, могут сидеть недвижно сколь угодно долго. Но такие люди не способны выполнять сложную работу.
Совершенно другими качествами обладают африканские жители, рожденные в христианских миссиях или прошедшие простейшее обучение. Обученный африканец начинает скучать на монотонной работе, он по-другому воспринимает время и пространство, что-то его интересует, а что-то нет. Он становится недисциплинированным работником. "Даже маленькая доля литературности производит такие эффекты".
Важным свойством цивилизованного человека является его самодисциплина, отстраненность, пассивность.
Эмоциональная вовлеченность, естественная для устного сообщества, была уничтожена с введением фонетического алфавита, разделившего визуальный и чувственный элементы языка. Появилась отчужденность, возможность невмешательства.
"В устных культурах опыт человека организован доминантным чувством аудитории (а не визуальным фактором). Все люди вовлечены в действие, свои эмоции они разрешают вовлечением. Воспринимать без реакции, без ответа, без прямого вовлечения, - превосходство западного письменного визуального человека".
Пример. Африканцы при просмотре кино, например, не принимали исчезновения человека, не значимого для действия, с экрана. Этот человек мог дойти до угла улицы и свернуть, - только так, естественным путем, он мог удалиться. Он не мог навсегда исчезнуть с экрана при смене кадра. Африканские зрители хотели знать, что же с ним случилось.
Не-вовлеченность, пассивность - основная характеристика литературного типа восприятия. "Печать же и вовсе произвела потребительскую готовность ума".

ПИСЬМО. ПЕЧАТЬ.
Суммируем изменения, произведенные, по мнению Маклюэна, введением письма и печати:
1. Холодный однообразный визуальный мир - вместо эмоционального устного разнообразного мира:
- потеря мистического элемента,
- одна черта - рациональность мышления - вместо всего богатства чувств.
2. Создание цивилизованного человека, что включает:
- создание типа человека-мыслителя, индивидуума,
- создание представления об унифицированности кодов, такого принципа работы, как расщепление, усреднение, пересобирание и механическое повторение (привычка к униформизму);
- создание представления о линейности и непрерывности пространства и времени,
- жесткая причинно-следственная связь элементов системы,
- невовлеченность - пассивность.
3. Общество:
- национализм,
- индустриальность (возможность самовыражения в уединении и присоединении к другому уже с целью усиления мощи вели к созданию корпораций, военных и коммерческих), создание ситуации равного положения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: