Модель Schramm

Wilbur Schramm в «Процесс коммуникации» утверждает, что в процессе общения должно установиться общность представлений и идей. Сущность коммуникации в достижении согласия между отправителем и получателем относительно какого-то сообщения. Schramm считает, что здесь главную роль играют процессы кодификации и декодификации поскольку образы и представления отправителя должны махимально полно отражаться в мышлении получателя. Схематично процесс коммуникации выглядит:

Источник----Кодификация ---Сигнал --- Декодификация ---Получатель

где Источник - лицо кодирующее сообщение

Получатель – другое лицо

Сигнал – используемый язык

Кодификация – Перевод слов или образов в сообщение,

Декодификация - понимание сообщения так как отправил кодификатор.

Schramm считает, что наша знаковая система (язык, слова) похожа на стенограмму: кодификатор должен уметь её писать, а получатель должен уметь её читать. Поэтому автор вводит понятие «поле опыта» и отправителя и получателя.

Поле опыта Поле опыта

источник--------------- Сигнал ---------------

Отправитель Получатель

Кодификатор Декодификатор

Пересечение этих двух фигур представляет собой общее поле опыта общающихся индивидов и чем оно больше, тем лучше и эффективнее коммуникация и наоборот, чем меньше поле соприкосновения, тем сложнее общение.

2.4. Модель Gerbner. G. Gerbner в работе Toward a General Model of Communication (с.238) вводит новые понятия как восприятие, производство сообщения, сообщение как единство формы и содержания, понятие интерсубъективности как отношение производства сообщения и восприятие событий и сообщения. А процесс коммуникации является и субъективным, и выборочным, различныи и непредвиненным. Некто воспринимает какое-то событие и реагирует в соответствующей ситуации, используя определенные средства чтобы создать сообщения, которые имеют определенную форму, в определенный контекст, передают определенное содержание и вызывают определенные последствия.

E1 E

Ось восприятия

Ось средств и контроля где Е – событие

Е1 – восприятие события Е

S E некоторым субъектом

S – форма сообщения

SЕ – содержание сообщение

Данная модель может быть применена к различным ситуациям и типам коммуникации, но не учитывает проблему соотношения смысла и значения.

2.5. Трансакционный анализ. Подход к анализу ситуации общения от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле трансакционного анализа, пред­ставленного именами Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джонджевилла. Широко известна и получила наибольшее применение схема, разработанная Э. Берном, в которой основными понятиями яв­ляются состоянии Я и трансакции, т.е. единицы общения. Это наименьшая единица общения. Например, приветствие одной личности есть только половина трансакции (это мы называем трансакционным стимулом), ответ другой есть вторая половина (мы называем этот ответ трансакционной реакцией).

Ре­пертуар этих состояний Э. Берн разбил на следующие катего­рии[3]

1) состоянияЯ, сходные с образами родителей;

2) состояния Я, направленные на объективную оценку ре­альности;

3) состояния Я, все еще действующие с момента их фикса­ции в раннем детстве и представляющие собой архаические пе­режитки.

Неформально проявления этих состояний получили назва­ния Родитель, Взрослый и Ребенок. Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человека. Ребенок — это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений. Благо­даря Родителю многие наши реакции давно стали автоматиче­скими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Взрос­лый перерабатывает информацию и учитывает возможности эф­фективного взаимодействия с окружающим миром. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка и является посред­ником между ними. Цель простого трансакционного анализа - выяснить, какое именно состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию. В наиболее простых трансакциях и стимул, и реакция исходят от Взрослого. Например, хирург, оценив на основе имеющихся у него данных необходимость в скальпеле, протягивает руку медсестре. Правильно истолковав этот жест, оценив расстояние и мышечные усилия, она вкладывает скальпель в руку хирурга таким движением, какого от нее ждут. Несколько более сложными являются трансакции Ребенок - Родитель. Например, во время болезни ребенок с высокой температурой просит пить, и ухаживающая за ним мать приносит стакан воды.

Обе вышеописанные трансакции мы называем дополнительными. Иными словами, при нормальных человеческих отношениях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию. Однако совершенно очевидно, что трансакция - это звенья одной цепочки: каждая реакция (Рк) в свою очередь становится стимулом (Ст).


Первым правилом коммуникации мы считаем следующее: пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации будет протекать гладко. Следствие из этого правила: пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации может продолжаться неопределенно долго. Эти правила не зависят ни от природы трансакций, ни от их содержания. Они целиком основаны на векторах общения. Пока трансакции сохраняют дополнительный характер, правило будет выполняться независимо от того, заняты ли ее участники, например, какими-то сплетнями (Родитель - Родитель), решают ли реальную проблему (Взрослый - Взрослый) или просто играют вместе (Ребенок - Ребенок или Родитель - Ребенок).

Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что мы называем пересекающейся трансакцией. Обычная пересекающаяся трансакция, вызывает наибольшие трудности в процессе общения, какой бы стороны человеческих отношений она ни касалась: семейной жизни, любви, дружбы или работы (пересекающаяся трансакция первого типа). Именно этот тип трансакции доставляет наибольшие хлопоты психотерапевтам (в психоанализе он получил название классической реакции переноса). Стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый - Взрослый, например: «Давай попробуем понять, почему в последнее время ты стал много пить» или «Ты не знаешь, где мои запонки?». Соответствующим трансакции Взрослый - Взрослый в первом случае может быть признан ответ: «Давай попробуем понять. Мне и самому этого хочется». А во втором: «Запонки лежат на столе».

Однако собеседник может вдруг вспылить. Тогда ответы будут другие, например в первом случае» «Ты как мой отец все время меня критикуешь», - а во втором «Вечно я у тебя во всем виновата!» Оба последних ответа соответствуют схеме Ребенок - Родитель, и векторы трансакций пересекаются.

При подобных обстоятельствах следует временно отложить решение проблемы алкоголя или запонок до тех пор, пока векторы не будут приведены в порядок. Это может продолжаться несколько месяцев в первом примере и несколько секунд во втором, причем либо игрок должен стать Родителем, дополняя неожиданно проснувшегося в собеседнике Ребенка, либо нужно активизировать в нем Взрослого. Если, например, при обсуждении с хозяйкой качества мытья посуды, вдруг служанка вздумает взбунтоваться, то разговор на уровне Взрослый - Взрослый будет закончен. Возможным продолжением может стать коммуникация на уровне Ребенок - Родитель или обсуждение другой Взрослой проблемы - не следует ли хозяйке уволить служанку.

Случай, обратный пересекающейся трансакции первого типа представляет собой реакцию контрпереноса, хорошо знакомую психотерапевтам: пациент делает объективное, Взрослое замечание, а врач перекрещивает векторы, отвечая как родитель ребенку. Это пересекающаяся трансакция второго типа. Например, на вопрос: «Не знаешь, где мои запонки?»

- может последовать ответ: «Почему ты никогда сам не знаешь, где твои вещи? Ты ведь, кажется, уже не ребенок!»

Простые дополнительные трансакции чаще всего встречаются при неглубоких производственных или общественных взаимоотношениях. Их легко нарушить простыми пересекающимися трансакциями. В сущности, поверхностные взаимоотношения можно определить как не выходящие за пределы простых дополнительных трансакций. Такого рода взаимоотношения возникают в совместной деятельности, ритуалах и времяпрепровождениях.

Более сложными являются скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чем двух состояний Я. Именно эта категория служит основой для игр. Продавцы, например, весьма сведущи в так называемых «угловых трансакциях», в которых участвуют три состояния Я. Следующий обмен репликами является ярким, хотя и несколько грубоватым примером торговой игры.

Продавец: Эта модель получше, но она вам не по карману.

Покупательница: Вот ее-то я и возьму.

В этой трансакции продавец на уровне Взрослого констатирует два факта: «Эта модель лучше» и «Она вам не по карману». На социальном уровне слова продавца кажутся обращенными к Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить: «Вы, безусловно, правы и в том, и в другом». Однако скрытый, психологический вектор был умело направлен опытным Взрослым продавца к Ребенку покупательницы. Ответ, который дал Ребенок, показывает, что наш анализ правилен. Покупательница думает: «Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому наглецу, что я ничуть не хуже других его покупателей». Эта трансакция дополнительна на обоих уровнях, поскольку продавец как бы принимает ответ покупательницы за чистую монету, то есть как ответ Взрослого, решившего сделать покупку.

В двойной скрытой трансакции участвуют четыре состояния Я. Она часто присутствует при флирте. Ковбой: Не хотите ли посмотреть конюшню? Девушка: Ах, я с детства обожаю конюшни! На социальном уровне происходит разговор о конюшнях между Взрослыми, в то время как на психологическом уровне это разговор Ребенка с Ребенком и его содержание - сексуальные взаимоотношения (заигрывание). На поверхности инициатива принадлежит Взрослому, но исход большинства подобных игр на самом деле предопределяет Ребенок, так что участников игры может ждать сюрприз.

Таким образом, мы подразделяем трансакции на дополнительные и пересекающиеся, на простые и скрытые, а последние - на угловые и двойные.

Э. Берн считает, что существуют множества типов или вариантов трансакций, но в повседневной жизни важны 6: родитель – родитель, родитель – взрослый, родитель – ребенок, ребенок – родитель, ребенок – взрослый, ребенок – ребенок. Позиции партнеров в общении определяются теми состояниями Я, которые в данный момент общения вступают во взаи­модействие. Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка[4]

Заботливый Критический

родитель родитель

взрослый

Нормальный Приспособившийся

Ребенок ребенок

Ребенок проявляет себя какнормальный или приспособившийся, в зависимости от влияния родителей. Родители устанавливают определенные пределы и принуждения. Взрослый действует объективно, знает свои недостатка и преимущества, объясняет и понимает, анализирует и принимает решения. Другой вариант когда взрослые общаются на равные уровни или как родитель и ребенок.

 
 


- скрытый уровень общения

       
 
 
   



Бывает двойственное общение: на социальном уровне как взрослый взрослым, а на психологическом ребенок с ребенком.

Для практики коммуникации важными являются следующие моменты:

1. Никогда не употреблять слово «ребяческий», так как это понятие содержит негативный оттенок, поэтому от него следует избавляться. Описывая Ребенка, мы будем употреблять слово «детский». Оно звучит более объективно и может быть использовано в биологическом смысле. Во многих отношениях Ребенок - одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование. Если Ребенок нездоров и беспокоен, то последствия могут быть самыми неблагоприятными.

2. Все вышесказанное касается и слов «зрелый» и «незрелый». Мы не считаем, что существуют так называемые «незрелые личности». Есть люди, в которых Ребенок совершенно некстати и неумело берет на себя управление всей личностью, но в то же время у них есть и хорошо структурированный Взрослый, которого нужно только обнаружить и привести в действие.

3. Следует отметить, что Родитель может проявляться двояким образом - прямо или косвенно: как активное состояние Я или как влияние Родителя. В первом, активном случае человек реагирует так, как реагировали в подобных случаях его отец или мать («Делай, как я»). Если же речь идет о косвенном влиянии, то обычно реакция человека бывает такой, какой от него ждали («Не делай, как я; делай то, что я говорю»). В первом случае он подражает одному из родителей, во втором - приспосабливается к их требованиям.

4. Ребенок тоже может проявлять себя двумя способами: как приспособившийся Ребенок и как естественный Ребенок. Приспособившийся Ребенок изменяет свое поведение под влиянием Родителя. Он ведет себя так, как этого хотели бы отец или мать: например, очень зависимо от них или не по годам самостоятельно. Нытье или «уход в себя» - это тоже способы адаптации. Таким образом, влияние Родителя выступает как причина, а приспособившийся Ребенок - как следствие. В то же время естественный Ребенок проявляет себя в спонтанном поведении: например, в непослушании, бунте или в проявлении творческого порыва. Ребенок - это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости.

Состояние «Взрослый» необходимо для жизни. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Ему знакомы собственные неудачи и удовольствия. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка, является посредником между ними.

Родитель осуществляет две основные функции. Во-первых, благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль родителя своих детей, обеспечивая тем самым выживание человеческого рода. Важность этой функции подчеркивается тем фактом, что люди, оставшиеся сиротами в раннем детстве, испытывают гораздо большие трудности при воспитании собственных детей, чем те, которые росли в полных семьях вплоть до подросткового возраста. Во-вторых, благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Люди многое делают только потому, что «так принято делать».

Следовательно, все три аспекта личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. Их изменения необходимы только в том случае, если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие. В обычной ситуации каждый из них - Родитель, Взрослый и Ребенок - заслуживает одинакового уважения, так как каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. Люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое. Смысл этих высказываний можно пояснить подробнее.

1. У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он хранит в себе набор состояний Я, «Каждый носит в себе Родителя».

2. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их Я. На обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый».

3. Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в себе впечатления прежних лет, «каждый таит в себе маленького мальчика или девочку».

Состояния Я - это нормальные физиологические феномены. Человеческий мозг организует психическую жизнь, а продукты его деятельности упорядочиваются и хранятся в виде состояний Я

Следовательно, в коммуникативной деятельности могут комбинироваться несколько моделей:

- активная (коммуникатор заряжает ружье и посылает пулю – сообщение в цель –коммуникант с определенным эффектом);

- интерактивная (коммуникатор составляет, кодифицирует и посылает сообщение коммуниканту, который получает, декодирует сообщение и отвечает - feedback коммуникатору);

- трансакциональная в которой общение многонаправленная, взаимная и одновременная.

Литература:

1. Берн, Е., Игры, в которые играют люди, люди которые играют в игры, ed. Прогресс, 1988

2. Gerbner, G., Toward a General Model of Communication în “Audiovizual Communication Review”, vol. 4, 1956

3. Luckmann, Th., Le langage dans la societe în “Revue international de Sciences Sociales”, UNESCO, vd.99, nr.1, 1984

4. Saussure, F de., Course de le lingvistique generale, ed. Payot, Paris, 1969


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: