Лекция 2 Муниципальное образование и его характеристики

Приложение 1.

Правила техники безопасности

Перед началом занятий:

• Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

• Тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме, месте приземления, проверить отсутствие в песке посторонних предметов.

• Протереть насухо спортивные снаряды для метания.

• Провести разминку.

Во время занятий:

• При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. Дорожка должна продолжаться не менее чем на 15 м за финишную отметку.

• Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку.

• Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки.

• Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания.

• Не производить метания без разрешения учителя, не оставлять без присмотра спортивный инвентарь.

• Не стоять справа от метающего, не находиться в зоне броска, не ходить за снарядами для метания без разрешения учителя.

• Не подавать снаряд для метания друг другу броском.

• При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

• При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

После окончания занятий:

• Убрать в отведённое место для хранения спортивный инвентарь.

• Снять спортивный костюм и спортивную обувь.

• Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.


Приложение 2.

Игра «Воробьи-вороны».

Цель игры:

Закрепление навыков быстрого высокого старта, стимулировать деятельность мозговых центров, развивать быстроту реакции. Игра требует внимания на звук и на смысл сказанного.

Ход игры:

Две команды, 1-я «Воробьи», 2-я «Вороны» стоят в шеренгу лицом друг к другу:

По команде «Воробьи» - «Воробьи» резко разворачиваются и убегают за лицевую линию зала. «Вороны» догоняют. Осаленные выбывают из игры.

По команде «Вороны» - убегают «Вороны». «Воробьи» догоняют. Осаленные выбывают из игры.

Если говоришь другое слово, например «Воро…та» - все стоят на месте.


Литература.

• Лидьярд А., Гилмор Г. Бег с Лидьярдом. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

• Куц В. От новичка до мастера спорта. - М.: Издательство "Воениздат", 1962.

• Гилмор Г. Бег ради жизни. Изд. 3-е (пер. с англ.), М.: Физкультура и спорт, 1973.

• Жилкин А. И., Кузьмин В. С., Сидорчук Е. В. Легкая атлетика. Учебное пособие. 6-е издание Москва, «Академия», 2009.

• Озолин Э. С. Спринтерский бег. Москва, «Человек», 2010.

• Глейберман А. Н. Игры для детей. Москва, «Физкультура и спорт», 2006

.1. ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В Федеральном законе от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации» для характеристики самоуправляемой территории был введен термин «муниципальное образование» и дано его определение: «Муни­ципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюд­жет и выборные органы местного самоуправления». Основные призна­ки любого муниципального образования приведены на рис. 9.1.

Таким образом, в Законе 1995 г. четко даны правовые признаки муниципального образования: это любая территория, в пределах кото­рой осуществляется местное самоуправление, атрибутами которой являются: муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. При этом какая конкретно террито­рия, в каких административных границах может быть муниципальным образованием — не сказано. Этот недостаток устранен в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации», в котором уточнены территориальные основы и правовое положение муниципаль­ных образований. Это сделано для более четкого распределения пуб­лично-правовых задач (вопросов местного значения), объектов собствен­ности, доходных источников и ответственности между различными муниципальными образованиями. Четко определены два типа муници­пальных образований: муниципалитеты, которые создаются на базе од­ного населенного пункта или группы небольших, рядом расположенных населенных пунктов, и муниципальные округа,— фактически районы. Вся территория страны должна быть покрыта как муниципалитетами, так и муниципальными округами. Большие города (города регионального зна­чения), а также любые административные центры субъектов Россий­ской Федерации будут муниципалитетами, осуществляющими также функции муниципального округа.

Наличие обоих типов муниципальных образований признано необходимым для одновременного решения следующих задач: прибли­жения местного самоуправления к населению, обеспечения его доступ­ности, эффективности решения вопросов местного значения на соот­ветствующем их содержанию территориальном уровне.

Границы муниципальных образований могут не совпадать с грани­цами административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации. Логика здесь такова, что целевое назначение муниципаль­ных образований административно-территориальных единиц различ­но. Деление на муниципальные образования предусматривает создание необходимых условий для самостоятельного решения населением вопро­сов местного значения. Деление же на административно-территориаль­ные единицы осуществляется ради более эффективного осуществления полномочий государственной власти через свои территориальные органы.

Следовательно, в соответствии с законом к признакам муници­пального образования можно отнести [77]:

■ территориальность местного самоуправления в границах поселе­ния или в иных, определенных законом, границах (т.е. законом закрепляется поселенческо-территориалышй принцип организации местного самоуправления);

■ реализация населением на этой территории своего права на мест­ное самоуправление, т.е. на решение всех вопросов местного значения самостоятельно и под свою ответственность;

■ наличие выборных органов местного самоуправления (предста­вительного органа, главы муниципального образования, иных выбор­ных органов);

■ реализация населением своего права на владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью;

■ наличие у органов местного самоуправления права самостоятель­но разрабатывать, утверждать и исполнять местный бюджет;

■ несвязанность территории муниципального образования с гра­ницами административно-территориальных единиц субъектов Россий­ской Федерации.

.2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Как считают некоторые авторы, на внутреннюю хозяйственную жизнь основных типов муниципальных образований влияли террито­риальный и отраслевой факторы. Причем территориальный фактор обус­ловливался хозяйственной спецификой. Так, сельскохозяйственное производство, связанное с землей, тяготеет к территориальному прин­ципу организации хозяйственной жизни и к дисперсному расселению

населения, в то же время специфика промышленного производства, его концентрация на небольших территориях приводят к возникновению компактных поселений. Поэтому при первом приближении все муни­ципальные образования можно разделить на три большие группы [34]: 1) поселенческие муниципальные образования (города, поселки, сельские населенные пункты),— как правило, к этой группе тяготеют те муниципальные образования, в которых имеется хотя бы минималь­ная собственная инфраструктура, обеспечивающая завершенность про­изводственных циклов;

2) территориально-поселенческие муниципальные образования (сельские районы, округа и др.) — они состоят из нескольких поселе­ний, объединенных общим хозяйственным интересом, общей инфра­структурой производственной деятельности и муниципального хозяй­ства;

3) территориальные муниципальные образования — характерны для районов Крайнего Севера, где специфика основного вида хозяйствен­ной деятельности и кочевого образа жизни исключает поселения. Эта же схема применима для муниципальных образований в сельской мест­ности с хуторским способом ведения хозяйства. Для Российской Фе­дерации, как и для большинства стран, данный тип — скорее исклю­чение, чем правило.

Если ввести критерий отраслевого характера, то можно разде­лить муниципальные образования на две крупные группы [34]:

1) многофункциональные муниципальные образования — те муни­ципалитеты, которые имеют разветвленную сеть хозяйствующих субъек­тов, осуществляющих деятельность в нескольких отраслях производ­ства (типичные примеры подобного муниципального образования — столицы субъектов Российской Федерации и абсолютное большинство крупных и средних городов нашей страны, хотя и в этом случае имеются исключения, например, Череповец, Тольятти, Набережные Челны и др., в которых жизнь города определяется деятельностью одного или двух крупнейших предприятий);

2) монофункциональные муниципальные образования — муници­палитеты, хозяйственная жизнь которых определяется одним-двумя крупными предприятиями либо несколькими предприятиями одной отрасли.

Монофункциональные муниципальные образования имеют ярко выраженную отраслевую специфику, среди них можно выделить следу­ющие группы:

1) производственная группа—города-заводы, возникшие при круп­ных предприятиях промышленности, энергетики, транспорта и иных производствах; большинство из них сформировались в ходе индустри­ализации, когда город воспринимался, как некий «жилищный цех» при предприятии, а функции организации совместного проживания людей (городской жизни) были возложены на администрацию предприятия, а не на местную власть;

2) бюджетная группа — населенные пункты, основная часть населе­ния которых работает в бюджетных организациях: «наукограды», воен­ные городки и закрытые административно-территориальные образова­ния, приграничные города, гарнизоны, города — центры сельских муници­пальных образований. Жизнь этих городов напрямую зависит от органов государственной власти и состояния федерального и региональных бюд­жетов.

Принадлежность муниципального образования к одной из типоло­гических групп позволяет определить особенности как внутренней орга­низации управления, так и форм организации деятельности власти.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации» предусматривает кардинальное изменение типологии муници­пальных образований. Все они (за исключением городов федерального значения) разделяются на три типа: поселение (городское или сельское), муниципальный район, городской округ. При этом важно различать понятия «поселение» и «населенный пункт». Поселение (самоуправляе­мая территория) может состоять и из одного, и из нескольких населен­ных пунктов.

Поселение — это сельский, городской населенный пункт или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией.

В состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также территории, предназначенные для раз­вития его инфраструктуры в соответствии с генеральным планом. На этих территориях могут находиться поселки и сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.

В состав территории сельского поселения могут входить, как пра­вило, один сельский населенный пункт с численностью населения более 1000 человек (более 3000 человек — для территорий с высокой плотно­стью населения) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 чело­век каждый (менее 3000 человек — для территорий с высокой плотно­стью населения). В труднодоступных и удаленных районах законами субъектов Российской Федерации могут создаваться сельские поселе­ния с численностью населения менее 1000 человек, а в особых случаях — даже менее 100 человек. Границы сельского поселения, состоящего

из нескольких населенных пунктов, как правило, устанавливаются с уче­том пешеходной доступности административного центра поселения в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входя­щих в состав поселения (кроме малонаселенных и труднодоступных тер­риторий). Под пешеходной доступностью в течение рабочего дня пони­мается, что за указанный срок человек может дойти пешком от места проживания до административного центра и вернуться обратно.

Муниципальный район — это несколько поселений, объединенных общей территорией. В числе таких поселений могут быть и городские, и сельские. Главное предназначение муниципального района — решение вопросов межпоселенческого характера, требующих развитой инфра­структуры, а также выполнение отдельных государственных полномо­чий. Границы муниципального района определяются с учетом транспорт­ной доступности административного центра района в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района (кроме малонаселенных и труднодоступных территорий).

В указанном Федеральном законе от 2003 г. вводится новое поня­тие — «межселенная территория». Межселенная территория — это тер­ритория, не входящая в границы поселений. Здесь могут располагаться удаленные один от другого населенные пункты с числом жителей менее 1000 человек в каждом. На межселенной территории все функции орга­нов местного самоуправления исполняются муниципальным районом. Таким образом, в состав территории одного муниципального района в малонаселенном субъекте (или части субъекта) Российской Федера­ции могут входить несколько поселений и межселенные территории.

Городской округ — это городское поселение, не входящее в состав муниципального района, хотя и расположенное в его границах. Населен­ный пункт, имеющий статус городского округа, может быть админист­ративным центром муниципального района. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъек­та Российской Федерации.

Каждый тип муниципального образования, согласно упомянутому Федеральному закону от 2003 г., наделяется своим перечнем вопросов местного значения. При этом городской округ решает вопросы местного значения как поселения, так и муниципального района.

В свете рассмотренной выше типологизации муниципальных образований можно сказать, что Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» не дает содержательного определения термина «муниципальное образование», а только указывает, что муни­ципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

На основе обобщения официальной и неофициальных точек зре­ния можно построить следующую схему типологии муниципальных образований (рис. 9.2).

2. Муниципальное образование как социально-экономическая система

Сложные системы, включающие в себя множество природных и созданных человеком подсистем, называются социально-экономиче­скими. При этом одна социально-экономическая система может быть подсистемой в рамках другой социально-экономической системы.

Муни­ципальное образование (город, поселение, район) как социально-эконо­мическая система является подсистемой региона и государства. В этих системах муниципальное образование выполняет множество различных функций: административную, производственную, транспортную, обра­зовательную, культурную, научную и др.

Для управления муниципальным образованием как социально-эко­номической системой необходимо провести ее структуризацию и рас­смотреть ее основные подсистемы. Функциональная же структуриза­ция (по функциям или по целям) помогает построить «дерево целей» системы управления городом.

В материально-вещественной структуре города можно выделить следующие главные подсистемы:

■ территория;

■ население;

■ градообразующая сфера;

■ градообслуживающая сфера, или городское хозяйство;

■ социальная сфера.

Муниципальное образование как социально-экономическая сис­тема может быть определена через параметры объекта и субъекта управ­ления. Объект управления (место проживания) характеризуется насе­лением, инфраструктурой и территорией, поскольку именно они ока­зывают существенное влияние на формирование интересов совместного проживания.

Цель и методы деятельности субъекта управления муниципальным образованием определяют его характеристики. Главная характеристика субъекта управления муниципальным образованием — объем его ком­петенции. Прежде всего, это те задачи, которые государство возложило на органы местного самоуправления.

Осуществляя управленческую деятельность в муниципальном обра­зовании, органы местного самоуправления призваны выявлять тенден­ции экономических процессов на подведомственной территории, опре­делять приоритеты, ресурсные средства и формулировать экономиче­скую стратегию развития местного сообщества Практически все органы местного самоуправления сейчас имеют в своем составе подразделения по экономическому и социальному раз­витию. Их основная цель — способствовать распространению на своей территории предпринимательства, росту производства товаров и услуг, созданию рабочих мест. В большинстве регионов страны созданы центры поддержки малого предпринимательства, образованы общественные фонды, осуществляется адресная материальная и финансовая помощь малым предприятиям.

4.. ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Муниципальное образование — это городское или сельское посе­ление, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения, т.е. достаточно многоликое формирование, имеющее особенности, определяемые его территорией, природными условиями, историей развития, национальным и демогра­фическим составом населения, состоянием экономики и другими факто­рами.

Основными параметрами, характеризующими территорию муниципального образования внутри субъекта России, являются, в первом приближении, его географические и хозяйственные факторы.

Важный фактор, характеризующий особенности муниципального образования,— инфраструктурное единство его территории.

С одной стороны, наличие на территории муниципального образо­вания инфраструктуры для исполнения полномочий в соответствии с законом — основное условие качественной работы органов местного самоуправления. Так, вряд ли можно говорить о содержании муниципальным образованием школы или больницы, если их нет на данной тер­ритории.

С другой стороны, наличие общих интересов в значительной сте­пени обусловлено общей инфраструктурой. Если в селе действуют фельд-шерско-акушерский пункт или поликлиника, школа, клуб и другие социальные объекты, то вопросы их деятельности находятся в сфере совместных интересов всех поселений, которые на указанных объектах обслуживаются. В то же время наличие необходимой инфраструктуры не является определяющим, поскольку вопросы, отнесенные к ведению муниципального образования, могут быть решены с помощью механиз­ма муниципального заказа. В данном случае принципиально важно определить преследуемую цель. Если данное муниципальное образова­ние считается перспективным, будет крайне сложно решить задачу фор­мирования и развития его инфраструктуры без заинтересованного уча­стия органов местного самоуправления.

Сочетание имеющейся инфраструктуры и перспектив ее развития, а также другие указанные выше факторы должны учитываться при определении оптимальной территории муниципального образования. Эти факторы важны и для организации муниципального управления.

5. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Как считают некоторые авторы, на внутреннюю хозяйственную жизнь основных типов муниципальных образований влияли террито­риальный и отраслевой факторы. Причем территориальный фактор обус­ловливался хозяйственной спецификой. Так, сельскохозяйственное производство, связанное с землей, тяготеет к территориальному прин­ципу организации хозяйственной жизни и к дисперсному расселению

населения, в то же время специфика промышленного производства, его концентрация на небольших территориях приводят к возникновению компактных поселений.

Поэтому при первом приближении все муни­ципальные образования можно разделить на три большие группы:

1) поселенческие муниципальные образования (города, поселки, сельские населенные пункты),— как правило, к этой группе тяготеют те муниципальные образования, в которых имеется хотя бы минималь­ная собственная инфраструктура, обеспечивающая завершенность про­изводственных циклов;

2) территориально-поселенческие муниципальные образования (сельские районы, округа и др.) — они состоят из нескольких поселе­ний, объединенных общим хозяйственным интересом, общей инфра­структурой производственной деятельности и муниципального хозяй­ства;

3) территориальные муниципальные образования — характерны для районов Крайнего Севера, где специфика основного вида хозяйствен­ной деятельности и кочевого образа жизни исключает поселения. Эта же схема применима для муниципальных образований в сельской мест­ности с хуторским способом ведения хозяйства. Для Российской Фе­дерации, как и для большинства стран, данный тип — скорее исклю­чение, чем правило.

Если ввести критерий отраслевого характера, то можно разде­лить муниципальные образования на две крупные группы:

1) многофункциональные муниципальные образования — те муни­ципалитеты, которые имеют разветвленную сеть хозяйствующих субъек­тов, осуществляющих деятельность в нескольких отраслях производ­ства (типичные примеры подобного муниципального образования — столицы субъектов Российской Федерации и абсолютное большинство крупных и средних городов нашей страны, хотя и в этом случае имеются исключения, например, Череповец, Тольятти, Набережные Челны и др., в которых жизнь города определяется деятельностью одного или двух крупнейших предприятий);

2) монофункциональные муниципальные образования — муници­палитеты, хозяйственная жизнь которых определяется одним-двумя крупными предприятиями либо несколькими предприятиями одной отрасли.

Монофункциональные муниципальные образования имеют ярко выраженную отраслевую специфику, среди них можно выделить следу­ющие группы:

1) производственная группа—города-заводы, возникшие при круп­ных предприятиях промышленности, энергетики, транспорта и иных производствах; большинство из них сформировались в ходе индустри­ализации, когда город воспринимался, как некий «жилищный цех» при предприятии, а функции организации совместного проживания людей (городской жизни) были возложены на администрацию предприятия, а не на местную власть;

2) бюджетная группа — населенные пункты, основная часть населе­ния которых работает в бюджетных организациях: «наукограды», воен­ные городки и закрытые административно-территориальные образова­ния, приграничные города, гарнизоны, города — центры сельских муници­пальных образований. Жизнь этих городов напрямую зависит от органов государственной власти и состояния федерального и региональных бюд­жетов.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации» предусматривает кардинальное изменение типологии муници­пальных образований. Все они (за исключением городов федерального значения) разделяются на три типа: поселение (городское или сельское), муниципальный район, городской округ

Поселение — это сельский, городской населенный пункт или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией.

В состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также территории, предназначенные для раз­вития его инфраструктуры в соответствии с генеральным планом. На этих территориях могут находиться поселки и сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.

В состав территории сельского поселения могут входить, как пра­вило, один сельский населенный пункт с численностью населения более 1000 человек (более 3000 человек — для территорий с высокой плотно­стью населения) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 чело­век каждый (менее 3000 человек — для территорий с высокой плотно­стью населения). В труднодоступных и удаленных районах законами субъектов Российской Федерации могут создаваться сельские поселе­ния с численностью населения менее 1000 человек, а в особых случаях — даже менее 100 человек. Границы сельского поселения, состоящего из нескольких населенных пунктов, как правило, устанавливаются с уче­том пешеходной доступности административного центра поселения в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входя­щих в состав поселения (кроме малонаселенных и труднодоступных тер­риторий). Под пешеходной доступностью в течение рабочего дня пони­мается, что за указанный срок человек может дойти пешком от места проживания до административного центра и вернуться обратно.

Муниципальный район — это несколько поселений, объединенных общей территорией. В числе таких поселений могут быть и городские, и сельские. Границы муниципального района определяются с учетом транспорт­ной доступности административного центра района в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района (кроме малонаселенных и труднодоступных территорий).

Межселенная территория — это тер­ритория, не входящая в границы поселений. Здесь могут располагаться удаленные один от другого населенные пункты с числом жителей менее 1000 человек в каждом. На межселенной территории все функции орга­нов местного самоуправления исполняются муниципальным районом. Таким образом, в состав территории одного муниципального района в малонаселенном субъекте (или части субъекта) Российской Федера­ции могут входить несколько поселений и межселенные территории.

Городской округ — это городское поселение, не входящее в состав муниципального района, хотя и расположенное в его границах. Населен­ный пункт, имеющий статус городского округа, может быть админист­ративным центром муниципального района. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъек­та Российской Федерации.

Каждый тип муниципального образования, согласно упомянутому Федеральному закону от 2003 г., наделяется своим перечнем вопросов местного значения. При этом городской округ решает вопросы местного значения как поселения, так и муниципального района.

В свете рассмотренной выше типологизации муниципальных образований можно сказать, что Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» не дает содержательного определения термина «муниципальное образование», а только указывает, что муни­ципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

На основе обобщения различных точек зре­ния можно построить следующую схему типологии муниципальных образований (рис..2).

Конец лекции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: