Принципы организации безналичных расчетов.
Безналичные расчеты – расчеты, которые осуществляются путем перечисления денежных сумм со счетов в банке или путем зачета взаимных требований без участия наличных денег.
Система б.р отражается на счетах, и должна иметь приоритет.
Б.р по экономическому содержанию делятся на расчеты по товарным операциям и по нетоварным. По местонахождению поставщика иногородние, одногородние.
Принципы организации б.р:
1) единообразное применение правил б.р всеми хозяйствующими субъектами (все гражданские правоотношения подразделяются на вещные и обязательственные);
2) необходимо открытие счета в банке и хранение своих средств в нем любой организацией и предприятием;
3) поддержание ликвидности плательщика на уровне, обеспечивающем без перебойное осуществление платежей;
4) наличие акцепта(т.е согласие плательщика на платеж). Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного, без акцептного списания средств
|
|
5) своевременность осуществления расчета;
6) контроль всех участников за правильностью осуществления расчетов, за соблюдением установленных положений и порядка их проведения;
7) финансовая имущественная ответственность участников процесса за несоблюдение договорных условий.
Формы б.р в РФ определены законодательно и отражены в документах:
1) закон о ЦБ РФ;
2) положение о б.р в РФ.
В положении определены 4 формы:
- расчеты платежными поручениями;
- расчеты чеками;
- расчеты аккредетивами;
- расчеты по инкассо(инкассовые расчеты).
Авиза – это уведомление 1 банка другому о том, что деньги высланы.
В 1992 г. расчеты ПТП были введены, а в 2000 г. расчеты ПТП (платежные требования-поручения) были отменены, так как изменилась экономическое и финансовое состояние в государстве в лучшую сторону. Вместо ПТП ввели расчеты по инкассо. Особенность их в том, что по ним можно рассчитаться двумя видами документов:
- платежным требованием;
- инкассовым поручением.
А в предыдущих трех расчетах, каждый расчет предполагает один вид документа.
Вторая особенность - инкассовое поручение всегда предполагает без акцептное списание.
В законе о ЦБ РФ, кроме рассмотренных форм расчетов указана еще форма расчетов векселем (в оптовой торговле в основном), а также указана традиционная форма перевода со счета на счет, в том числе и электронным способом.
Для того, чтобы осуществлять безналичные расчеты предприятие, организации должны открывать в обслуживающем банке счета для хранения своих денежных средств. Предприятие может выбирать обслуживающий банк, но на это потребуется согласие банка.
|
|
Предприятие может открывать в баке такие счета, как:
- расчетный счет (на котором отражаются все действия, связанные с деятельностью предприятия);
- расчетный субсчет (открывается филиалом, представительством головного предприятия, на нем отражается хозяйственная деятельность филиала).
Затем по договоренности с головной организацией, филиал перечисляет средства на основной расчетный счет головной организации, а в филиале остаются денежные средства, необходимые для ведения текущей деятельности, в том числе для выплаты з/п сотрудникам;
- текущий счет (на нем отражаются текущие операции; текущие счета открываются некоммерческим организациям, общественным и.т.д);
- временный расчетный счет (такой счет может открываться как в сфере производства (открывается предприятием не имеющим по роду своей деятельности постоянного места работы-суда рыболовецкие, геологоразведка), так и во внепроизводственной сфере (открывается предприятием еще не освоившим мощности). До выпуска запланированной продукции у предприятия будет временный счет;
- валютный счет предприятие может открывать, если имеет лицензию на осуществление экспортно-импортной деятельности;
- судный счет (по которому отображаются кредитные заимствования);
- бюджетные счета (открываются бюджетным организациям).
Для того, чтобы открыть счет предприятие должно предоставить в банк пакет документов:
- документы подтверждающие статус организации (устав, приказ об открытии, распоряжение администрации по поводу открытия, приказ о назначении на должность главного бухгалтера с Ф.И.О);
- банковские карточки (специальные формы, в которых имеются подписи первого лица организации и его заместителя, а также главного бухгалтера и здесь же печать данной организации);
- справки (удостоверяющие постановку на учетв налоговую инспекцию и в 3 фонда социального страхования).
После рассмотрения банком представленных документов, банк принимает заявление от организации на открытие расчетно-кассового обслуживания. После этого составляется договор между банком и предприятием на расчетно-кассовое обслуживание.