Формы безналичных расчетов

Принципы организации безналичных расчетов.

Безналичные расчеты – расчеты, которые осуществляются путем перечисления денежных сумм со счетов в банке или путем зачета взаимных требований без участия наличных денег.

Система б.р отражается на счетах, и должна иметь приоритет.

Б.р по экономическому содержанию делятся на расчеты по товарным операциям и по нетоварным. По местонахождению поставщика иногородние, одногородние.

Принципы организации б.р:

1) единообразное применение правил б.р всеми хозяйствующими субъектами (все гражданские правоотношения подразделяются на вещные и обязательственные);

2) необходимо открытие счета в банке и хранение своих средств в нем любой организацией и предприятием;

3) поддержание ликвидности плательщика на уровне, обеспечивающем без перебойное осуществление платежей;

4) наличие акцепта(т.е согласие плательщика на платеж). Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного, без акцептного списания средств

5) своевременность осуществления расчета;

6) контроль всех участников за правильностью осуществления расчетов, за соблюдением установленных положений и порядка их проведения;

7) финансовая имущественная ответственность участников процесса за несоблюдение договорных условий.

Формы б.р в РФ определены законодательно и отражены в документах:

1) закон о ЦБ РФ;

2) положение о б.р в РФ.

В положении определены 4 формы:

- расчеты платежными поручениями;

- расчеты чеками;

- расчеты аккредетивами;

- расчеты по инкассо(инкассовые расчеты).

Авиза – это уведомление 1 банка другому о том, что деньги высланы.

В 1992 г. расчеты ПТП были введены, а в 2000 г. расчеты ПТП (платежные требования-поручения) были отменены, так как изменилась экономическое и финансовое состояние в государстве в лучшую сторону. Вместо ПТП ввели расчеты по инкассо. Особенность их в том, что по ним можно рассчитаться двумя видами документов:

- платежным требованием;

- инкассовым поручением.

А в предыдущих трех расчетах, каждый расчет предполагает один вид документа.

Вторая особенность - инкассовое поручение всегда предполагает без акцептное списание.

В законе о ЦБ РФ, кроме рассмотренных форм расчетов указана еще форма расчетов векселем (в оптовой торговле в основном), а также указана традиционная форма перевода со счета на счет, в том числе и электронным способом.

Для того, чтобы осуществлять безналичные расчеты предприятие, организации должны открывать в обслуживающем банке счета для хранения своих денежных средств. Предприятие может выбирать обслуживающий банк, но на это потребуется согласие банка.

Предприятие может открывать в баке такие счета, как:

- расчетный счет (на котором отражаются все действия, связанные с деятельностью предприятия);

- расчетный субсчет (открывается филиалом, представительством головного предприятия, на нем отражается хозяйственная деятельность филиала).

Затем по договоренности с головной организацией, филиал перечисляет средства на основной расчетный счет головной организации, а в филиале остаются денежные средства, необходимые для ведения текущей деятельности, в том числе для выплаты з/п сотрудникам;

- текущий счет (на нем отражаются текущие операции; текущие счета открываются некоммерческим организациям, общественным и.т.д);

- временный расчетный счет (такой счет может открываться как в сфере производства (открывается предприятием не имеющим по роду своей деятельности постоянного места работы-суда рыболовецкие, геологоразведка), так и во внепроизводственной сфере (открывается предприятием еще не освоившим мощности). До выпуска запланированной продукции у предприятия будет временный счет;

- валютный счет предприятие может открывать, если имеет лицензию на осуществление экспортно-импортной деятельности;

- судный счет (по которому отображаются кредитные заимствования);

- бюджетные счета (открываются бюджетным организациям).

Для того, чтобы открыть счет предприятие должно предоставить в банк пакет документов:

- документы подтверждающие статус организации (устав, приказ об открытии, распоряжение администрации по поводу открытия, приказ о назначении на должность главного бухгалтера с Ф.И.О);

- банковские карточки (специальные формы, в которых имеются подписи первого лица организации и его заместителя, а также главного бухгалтера и здесь же печать данной организации);

- справки (удостоверяющие постановку на учетв налоговую инспекцию и в 3 фонда социального страхования).

После рассмотрения банком представленных документов, банк принимает заявление от организации на открытие расчетно-кассового обслуживания. После этого составляется договор между банком и предприятием на расчетно-кассовое обслуживание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: