Тема 6. Человек
Центром обыденного мировоззрения является представление о я, самосознание индивида, и самый интересный вопрос мировоззрения – это вопрос о том, кто я. Может быть, Кант был прав, считая, что все вопросы философии сводятся к одному: «Что такое человек?». На этот вопрос пытается ответить философская антропология.
Однако он оказывается не только самым интересным, но и самым сложным философским вопросом и, по сути дела, ни одна категория философской антропологии до сих пор не имеет какого-то общепринятого содержания. Как только пытаются сказать что-то об этих категориях, так сразу же попадают либо в социологию, либо в психологию, либо встают на конкретную, но не общепризнанную позицию. Даже философский аспект этих категорий далеко не всегда ясен. Поэтому то, что излагается ниже, нуждается в чтении дополнительной литературы.
Обыденное мировоззрение расщепляет человека на две стороны: тело и душу. Ну, тело – это просто биологический организм, живущий по законам биологической жизни. От животного мира человека отличает наличие души. Поэтому вопрос о человеке – это, по сути дела, вопрос о том, что такое душа. Однако современная философия, по крайней мере философия ХХ в., не говорит о душе (за исключением, понятно, религиозных мыслителей). Это понятие оказывается слишком сложным и неясным, поэтому понятие души философы заменяют другими, более простыми понятиями, которые поддаются хотя бы какому-то анализу. А слово «душа» остается для увлекательных и туманных разговоров с друзьями «о жизни». На место души философия ставит сознание, мышление, наконец, личность в качестве равноценных феноменов или, по крайней мере, важнейших сторон человеческой души. Правда, и эти понятия оказываются невообразимо сложными, так что выигрыш от замены не столь уж и велик.
|
|
Сознание есть свойство (функция) высокоорганизованной материи – мозга.
Увы, кроме этого чрезвычайно тощего определения трудно сказать нечто большее о природе сознания. В большинстве работ отечественных философов сознание до сих пор истолковывается как «отражение» внешнего мира. Но апелляция к «отражению» мало что дает, ибо неясно, что такое «отражение». Ассоциация с зеркальным отражением оказывается явно ошибочной, а если так, то зачем вообще нужно это понятие? Другие слова и понятия, используемые для прояснения того, что такое сознание, столь же неопределенны: сознание – это нечто «идеальное»; это – «субъективное»; это – «психика» и т.п. Легче сказать, для чего нужно человеку сознание, чем – что это такое.
Сознание, это такое свойство человека, которое позволяет ему ориентироваться в окружающем мире, строить планы своих действий и предвидеть их результаты, контролировать свое поведение и оценивать как себя самого, так и окружающие явления и вещи. В структуру сознания входят, грубо говоря, четыре разных блока: 1) информация о мире и о своем теле, получаемая с помощью органов чувств; 2) мышление; 3) эмоциональные переживания – страх, гнев, радость и т.п.; 4) ценности и мотивы. Над этим полем сознания надстраивается самосознание – сознание и оценка собственного я. Под этим полем располагается бессознательное – инстинкты, подсознательные желания, волевые импульсы, в существовании которых люди не отдают себе отчета, но которые оказывают мощное воздействие на сознание. На роль бессознательного в психике человека впервые обратил внимание австрийский психолог З.Фрейд (1856 – 1939), и после его работ уже никто не отрицает влияния бессознательного на всю психическую жизнь человека.
|
|
Таким образом, мы можем заметить, что хотя понятие «сознание» само по себе не намного яснее, чем понятие «душа», все-таки о сознании мы можем сказать гораздо больше, чем о душе. В последние годы интенсивно развивается новая область философии – философия сознания, которая, быть может, раскроет, наконец, сущность сознания.