Истоки социолингвистики

То, что язык далеко не единообразен в социальном отношении, известно достаточно давно. Одно из первых письменно зафиксированных наблюдений, свидетельствующих об этом, относится еще к началу 17 в. Гонсало де Корреас, преподаватель Саламанкского университета в Испании, четко разграничивал социальные разновидности языка: «Нужно отметить, что язык имеет, кроме диалектов, бытующих в провинциях, некоторые разновидности, связанные с возрастом, положением и имуществом жителей этих провинций: существует язык сельских жителей, простолюдинов, горожан, знатных господ и придворных, ученого-историка, старца, проповедника, женщин, мужчин и даже малых детей».

Однако это не означает, что и наука о социальной обусловленности языка зародилась в начале 1950-х годов. Корни социолингвистики глубже, и искать их нужно не в американской научной почве, а в европейской и, в частности, русской.

Лингвистические исследования, учитывающие обусловленность языковых явлений явлениями социальными, с большей или меньшей интенсивностью велись еще в начале нынешнего века во Франции, России, Чехии. Иные, чем в США, научные традиции обусловили то положение, при котором изучение связей языка с общественными институтами, с эволюцией общества никогда принципиально не отделялось в этих странах от «чистой» лингвистики. «Так как язык возможен только в человеческом обществе, – писал И.А.Бодуэн де Куртенэ, – то, кроме психической стороны, мы должны отмечать в нем всегда сторону социальную. Основанием языковедения должна служить не только индивидуальная психология, но и социология».

Важнейшие для современной социолингвистики идеи принадлежат таким выдающимся ученым первой половины 20 в., как Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ, Евгений Дмитриевич Поливанов, Лев Петрович Якубинский, Сергей Иосифович Карцевский, Розалия Осиповна Шор, Валентин Николаевич Волошинов, Виктор Максимович Жирмунский, Борис Александрович Ларин, Афанасий Матвеевич Селищев, Виктор Владимирович Виноградов, Григорий Осипович Винокур в России, Фердинанд Брюно, Антуан Мейе, Поль Лафарг, Марсель Коэн во Франции, Шарль Балли и Альбер Сеше в Швейцарии, Жозеф Вандриес в Бельгии, Богуслав Гавранек, Вилем Матезиус в Чехословакии и др.

В основе современных социолингвистических теорий и исследований лежат, в частности,

· идея о том, что все средства языка распределены по сферам общения, а деление общения на сферы имеет в значительной мере социальную обусловленность (Ш.Балли);

· идея социальной дифференциации единого национального языка в зависимости от социального статуса его носителей (работы русских и чешских языковедов);

· положение, согласно которому темпы языковой эволюции зависят от темпов развития общества, а в целом язык всегда отстает в совершающихся в нем изменениях от изменений социальных (Е.Д.Поливанов);

· распространение идей и методов, использовавшихся при изучении сельских диалектов, на исследование языка города (Б.А.Ларин);

· обоснование необходимости социальной диалектологии наряду с диалектологией территориальной (Е.Д.Поливанов);

· важность изучения жаргонов, арго и других некодифицированных сфер языка для понимания внутреннего устройства системы национального языка (Б.А.Ларин, В.М.Жирмунский, Д.С.Лихачев) и др.

Социолингвистика формировалась в рамках лингвистики благодаря взаимодействию со смежными областями. Форма этого взаимодействия была различной в разных странах. Так, в США и Англии социолингвистика сложилась как результат взаимопроникновения лингвистики, социальной психологии и культурной антропологии; во Франции – как результат взаимодействия лингвистики, социологии и философии. Она возникла тогда, когда стали накапливаться факты, которые все хуже и хуже поддавались объяснению через существующие теории языка, и в поисках новых подходов лингвисты обратились к смежным наукам. Эта дисциплина существует с того момента, когда лингвисты столкнулись с непримиримым противоречием между постулатами структурной лингвистики («в структурном отношении все языки равны», «все говорящее в равной степени владеют языком» (competence)) и социальной реальностью, в которой ни языки, ни говорящие на них не равны, что ведет к конфликтам и столкновениям.

Характерная черта социолингвистики второй половины 20 столетия – переход от работ общего плана к экспериментальной проверке выдвигаемых гипотез, математически выверенному описанию конкретных фактов. По мнению одного из представителей американской социолингвистики Дж.Фишмана, изучение языка под социальным углом зрения на современном этапе характеризуется такими чертами, как системность, строгая направленность сбора данных, количественно-статистический анализ фактов, тесное переплетение лингвистического и социологического аспектов исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: