Лекция № 9. Задача вожатого - создать максимально благоприятные условия для быстрой и безболезненной адаптации детей

Задача вожатого - создать максимально благоприятные условия для быстрой и безболезненной адаптации детей.

Ведущая деятельность: знакомство, сплочение. В это время каждому члену группы присуще:

· Готовность к работе и радужные ожидания

· Изучение ситуации и действующих лиц

· Зависимость от авторитетов и иерархии

· Потребность найти свое место

· Адаптация, вхождение каждого в коллективные отношения

Задачи периода:

· Познакомить ребят, создать благоприятный эмоциональный настрой

· Предъявить единые требования к режиму дня и дисциплине

· Узнать их увлечения, характера, выявить лидеров

· Познакомить всех с содержанием работы, откорректировать план с учетом пожеланий и предложений


2 стадия. Борьба и разочарование.

Это борьба за «раздел территории», борьба за власть. Появляется соперничество между потенциальными лидерами. В это время неизбежны в отряде стычки, скрытые и явные конфликты, идет формирование микрогрупп в коллективе.

В это время каждому члену группы присуще:

· Чувство несоответствия надежд и реальности;

· Недовольство целями, задачами, методами и планами действия;

· Споры за власть и внимание;

Задача вожатого в данный период — помочь ребятам осмыслить ситуацию и найти конструктивный выход из ситуаций и конфликтов, выработать стиль совместной деятельности; не допустить появления «отверженных» в коллективе.

Задачи периода:

· Вызвать в группе состояние неудовлетворенности отсутствием единства;

· Добиться единства мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в группе;

· Определить совместную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех;

· Способствовать успеху этой деятельности;

· Склонить в свою сторону лидеров групп.

Ведущая деятельность: поиск компромисса, сотрудничества.

3 стадия-Доверие. Это стадия характеризуется появлением привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом. На первый план выходит партнерство, взаимопонимание. На этом этапе вожатый продолжает выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу в коллективе уже создают сами дети.

Ведущая деятельность: разделение обязанностей для внутригрупповых мероприятий. В это время каждому члену группы присуще:

· Разрешение противоречий;

· Достижение гармонии, доверия, уважения, уверенности и поддержки;

· Содействие самоопределению группы, как самой лучшей.

· Разделение обязанностей и ответственности;

· Этап разрешения означает, что каждый в группе: — понимает, о чем речь; — имеет право голоса; — поддерживает решение; — желает работать.

Для того чтобы как можно более эффективно распределить обязанности, можно ввести внутригрупповое чередование творческих поручений (ЧТП). Чем больше их будет, тем интереснее будет каждому члену группы попробовать себя в разных ролях, побывать в ситуации ответственности за какую-то важную деятельность. ЧТП могут быть весьма разнообразными: дежурный командир; дежурный по столовой; «золушка» (отвечает за чистоту в комнатах или где-нибудь ещё); человек-будильник; почтальон (разносит подарки, посылки и письма членам своей группы или какой-то другой); глашатай (он объявляет расписание дня, или громко кричит, созывая всю группу); летописец-1 (фиксирует в интересной форме, что произошло с группой за этот день); летописец-2 (записывает идеи во время мозгового штурма); и т.д.

4 стадия - Самостоятельность (период делового сотрудничества).На этой стадии необходимо направить ребят в созидательное русло, деятельность на благо окружающих людей, всего лагеря. В противном случае можно заметить появление фраз «Мы лучше всех! Только мы самые дружные, самые талантливые, самые-самые.

Ведущая деятельность: вожатому необходимо на данной стадии обеспечить поле деятельности своему отряду, показать уникальность и неповторимость других людей и других отрядов.

В это время каждому члену группы присуще:

· Радость от участия в работе группы;

· Чувство силы команды;

· Настрой на успех;

· Желание быть вместе, общаться друг с другом, провести ещё одно дело.

Задачи периода работы:

· Утверждение чувства ответственности за успех деятельности группы;

· Поддержка мажорного настроения в группе за счет содействия успеху деятельности;

· Учить планировать, анализировать, давать оценку деятельности, подводить итоги, учить самооценке;

· Обеспечение широкого круга общения группы на базе деятельности;

· Предоставить каждому возможность осознать себя, свои возможности.

5 стадия - Расставание. Этот период характеризуется повышенной напряженностью, ребятам предстоит разлука со своими друзьями, они чувствуют это и переживают. На этой стадии важно поддерживать ребят, создавать оптимистический настрой, показывать перспективы их личностного развития.

Ведущая деятельность: анализ и рефлексия.

В это время каждому члену группы присуще:

· Грусть и признательность;

· Резкий подъем или спад настроения;

· Гордость за достижения;

· Чувство близости к членам группы;

· Уверенность, внутренняя раскомплексованность;

· Терпение друг к другу, принятие друг друга, какие есть.

Задачи периода:

· Побудить к дальнейшему саморазвитию;

· Содействовать применению полученных навыков;

· Содействовать качественному росту коллектива;

· Содействовать перспективности внутригрупповых отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: