Направления развития педагогики

Основные вопросы педагогики

Опорный конспект

Тема 2.1. Возникновение и развитие педагогики

Раздел 2. Общие основы педагогики

Литература для самообразования

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения молодежи.- Ростов-на-Дону, 2006

Маркова А.К. Психология профессионализма.- М..1996

Сластенин В.А. Педагогика.- М.: «Академия»,2002

Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- М.: «Академия»,1999

Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1.)

- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4.)

- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК5)

- оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений (ПК 4.4.)

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития.

уметь:

- находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития.

Основные понятия темы: педагогика, история педагогики, авторитарная и гуманистическая педагогика, целеполагание, субъекты педагогического процесса

  Вопрос Аспект в педагогике
Для чегонеобходимы воспитание и обучение и какие цели и задачи ре­шают? Цель воспитания и целеполагания в целостном педагогическом процессе  
Кто и радикого осуществляет воспи­тание и обучение? Субъекты педагогического процесса (субъекты воспитания: личность, се­мья, школа, общество, государство)  
Чему учитьи какие ценности переда­вать в целостном педагогическом процессе? Содержание воспитания и обучения (содержанием в общем виде высту­пает культурав самом широком по­нимании)  
Как учить? Методы, средства, формы обучения и воспитания и общие принципиаль­ные подходы к их разработке  
Где учить и воспитыватьи какими должны быть существующие в стране педагогические системы и образова­тельные модели? Система, виды и формы образования  
Кому и как управлятьсистемой об­разования? Управление педагогическими систе­мами и образовательными моделями, кадры для выполнения этих задач  
         
Народная педагогика Традиции, пословицы, поговорки, обряды, пес­ни, потешки, мифы, сказания, предания и т. п.
Педагогические идеи в русле фи­лософских и религиозно-философских произведений Сократ, Платон, Аристотель, Плутарх, Сене­ка, Квинтилиан, Конфуций, Авиценна, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др.
Педагогические взгляды и тео­рии в рамках философско-педагогических учений Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Декарт, Ж.-Ж. Рус­со, Дж. Локк, И. Гербарт, Г. Спенсер, Р. Оуэн, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, И. Кант, Г. Гегель, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, В. В. Зеньковский, В. В. Ро­занов и др.
Развитие педагогики как само­стоятельной научной дисципли­ны Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дис-тервег, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, К. Н. Вентцель, А. С. Макаренко, Н. К. Круп­ская, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и др.
 

Все направления педагогики взаимосвязаны и развиваются в современном педагогическом знании.

Авторитарная и гуманистическая педагогика. Авторитарная (традиционная) педагогика — педагогика воздействия, где ученик (воспитанник) является объектом педагогического воздействия, а целью выступают знания, умения и навыки (ЗУНы).

Авторитарная педагогика построена на субъект-объектных отношениях.

Гуманистическая педагогика — педагогика взаимодействия, где оба участ­ника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры.

Гуманистически-ориентированный педагогический процесс может быть только процессом педагогического взаимодействия.

Гуманистическая педагогика построена на субъект-субъектных отношени­ях.

Воспитанник — объект воспитания: у него мало знаний, недостаточен и не всегда достоверен личный опыт, он слаб и беспомощен, нуждается в опеке, поддержке, содержании.

Воспитанник — субъект воспитания: он активно воспринимает или сопротив­ляется направленным на него воздействиям; каждый человек уникален и не­повторим, что требует поиска индивидуальных подходов и способов взаимодей­ствия, многие процессы в развитии человека происходят самопроизвольно. По­степенно он начинает решать самостоятельно вопрос о целеполагании в собственном развитии.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что изучает педагогика?

2. Выделите основные этапы развития педагогики

3. Что такое субъект? Кого мы должны воспитать из ребенка- субъекта или личность? Объясните почему.

Домашнее задание

Обязательное:

- Создать глоссарий по основным понятиям темы

- Подготовиться к семинару «История образования»

По выбору:

Изучить материал книги В.В.Краевского «Методология педагогики», гл.2 «Педагогика- наука о практике», во время чтения текста. Делайте следующие пометки:

* данная информация соответствует тому, что вы знали раньше

(+) – то, что вы читаете, является новой информацией

(-) – то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали раньше

(?) – то, что вы читаете, непонятно, вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

Индивидуальное:

Изучить материал книги С. Соловейчика «Последняя книга».- гл.54. Подготовить ответ на вопрос: Почему автор называет педагогику наукой об искусстве?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: