Характер. Характер – это совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного че­ловека способах

Характер – это совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного че­ловека способах деятельности и формах поведения.

Характер является прижизненным образованием и может трансформировать­ся в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связа­но с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окру­жающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится спо­собом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаве­дется собственной семьей.

Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а ин­струментальные придают ей определенный стиль. Характер может проявляться в выборе цели действия, т. е. как мотивационпая черта личности. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т. е. определяет средства достижения поставленной цели.

Под чертами ха­рактера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.

Классификация черт характера:

1. В связи с психическими процессами:

1) Волевые черты: решительность, настойчивость, самообладание, самостоятель­ность, активность, организованность и др.

2) Эмоциональные черты: порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др.

3) Интеллектуальные черты: глубокомыслие, сообра­зительность, находчивость, любознательность и др.

2. В соответствии с направленностью личности, которая проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе.

1) Система убеждений. Убеж­денность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его не­преклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

2) Отношение человека к деятельности. Глав­ное условие образования характера – наличие жизненных целей.

3) Степень выраженности мотивации достижений. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех, в то время как для других более ха­рактерно стремление просто избегать неудач.

4) Черты, определяющие отношение людям: честность, правдивость, справед­ливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др.

5) Черты, определяющие отношение к себе: альтруизм и эгоизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: