Характер – это совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.
Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.
|
|
Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.
Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер может проявляться в выборе цели действия, т. е. как мотивационпая черта личности. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т. е. определяет средства достижения поставленной цели.
Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.
Классификация черт характера:
1. В связи с психическими процессами:
1) Волевые черты: решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др.
2) Эмоциональные черты: порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др.
3) Интеллектуальные черты: глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.
2. В соответствии с направленностью личности, которая проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе.
|
|
1) Система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.
2) Отношение человека к деятельности. Главное условие образования характера – наличие жизненных целей.
3) Степень выраженности мотивации достижений. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех, в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач.
4) Черты, определяющие отношение людям: честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др.
5) Черты, определяющие отношение к себе: альтруизм и эгоизм.