Схема №5. Система финансовых органов России.
Схема №4. Система финансов России (звенья финансовой системы РФ).
Схема №3а. Отличие публичных финансов от частных финансов.
Схема №3. Функции государства, осуществляемые посредством управления финансами.
Схема №2. Функции финансов.
Схема №1. Соотношение экономических, денежных и финансовых отношений.
Итак,
Финансы - одна из экономических категорий, имеет экономическое и материальное содержание:
1) как экономическая категория - система денежных отношений, в процессе которых формируются государственные и муниципальные денежные фонды в результате распределения и перераспределения национального дохода,
2) по своему материальному содержанию – совокупность денежных фондов, мобилизуемых и используемых государством и местными органами для решения своих задач.
Соответственно:
1) В экономической науке: Финансы (финансовые отношения) – это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, необходимых для обеспечения публичных интересов общества в целом.
|
|
2) В юридической науке Финансы (финансовые ресурсы) - совокупность денежных фондов, мобилизуемых и используемых государством и местными органами для решения своих задач, по поводу которых возникают финансовые отношения.
Определение финансов в юридическом аспекте как фондов, а не отношений, необходимо для того, чтобы разделить понятия «финансы» и «финансовые отношения» (правоотношения). Хотя встречается мнение, что в юридической науке эти понятия тождественны.
Специфические признаки финансов (как отношений):
1) носят денежный характер: финансы – это всегда денежные отношения,
2) одна из сторон отношений – государство или его уполномоченный орган,
3) движение финансовых ресурсов осуществляется через денежные фонды,
4) распределительные отношения (всегда на стадии распределения, а не производства и обмена),
5) безэквивалентные отношения.
Итак, предметом финансового права являются имущественные или неимущественные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств ПТО, необходимых для осуществления их задач и функций.
Финансы, как фонды и отношения по их формированию выполняют определенные функции.
Функции финансов (как экономических отношений) (схема №2):
1) образование публичных денежных фондов,
2) использование публичных денежных фондов.
Существует мнение (чужое), что контрольная, распределительная и стимулирующая функции также присущи финансам, однако, считаю что это не верно, т.к. эти функции осуществляют не финансы, а соответствующие органы государства (схема №3).
|
|
С помощью финансов, в процессе формирования и использования денежных ресурсов, государственные органы могут осуществлять следующие функции:
1) контролировать процесс формирования и использования средств,
2) стимулировать экономических агентов,
3) перераспределять национальный доход.
Финансовая система
Распределительный характер публичных финансов.
Необходимо отметить, что публичные финансы имеют распределительный характер.
Противоречие между частными и публичными интересами общества обусловлено самим содержанием финансовых отношений. С одной стороны государство, выступая в интересах общества, хочет повысить свои доходы, применяя в большей части безвозмездные и безвозвратные изъятия, с другой стороны, другие участники финансовой деятельности хотят минимизировать для себя неблагоприятные последствия участия в финансовой деятельности.
В результате государство при осуществлении финансовой деятельности использует распределительные системы.
Распределительные системы государства в сфере финансов:
1) Налоги – фискальная политика.
2) Кредит – аккумулирует и перераспределяет временно свободные капиталы и вложения.
3) Денежное обращение – через нарушение соответствия между наличной денежной массой и реальной потребностью в деньгах (монетарная политика).
4) Вмешательство в ценообразование – отклонение цен товаров и услуг от их справедливой стоимости с целью реализации государственной политики (социальной, аграрной, региональной).
5) Международные расчеты – валютное регулирование, внешнеторговые цены, пошлины и т.д.
Распределительный характер публичных финансов проявляется также в том, что финансовые отношения возникают только на стадии распределения (перераспределения) общественного продукта.
Стадии воспроизводственного цикла:
* Распределение – движение денежных средств обособленно от движения товаров.
** Обмен – движение денежных средств совпадает с движением товаров.
Рассмотрим различия в правовом режиме распределения и обмена.
Распределение | ||
Участники отношений формально юридически НЕ равны | Характер и содержание распределительных отношений определяются императивными установками государства и иных субъектов публичного права | Распределительные отношения регулируются нормами публичного права (финансового, административного) |
Обмен | ||
Участники отношений формально юридически равны | Характер и содержание обменных отношений определяются диспозитивно (на договорной основе) | Обменные отношения регулируются нормами частного права |
Финансовая система РФ. Термин используется в нескольких аспектах:
1) Финансовая система как институциональная система - Система финансов РФ (схема №4) – совокупность взаимосвязанных финансовых институтов, способствующих образованию и использованию соответствующих денежных фондов.
Основываясь на положениях ст. 8 Конституции Российской Федерации, финансовая система России рассматривается как совокупность следующих институтов:
§ государственных финансов;
§ местных финансов;
§ частных финансов;
§ иных финансов.
Иные финансы как институт финансовой системы включают общественные отношения, возникающие при создании фондов денежных средств, находящихся на праве, например, смешанной собственности: фонд страхования вкладов граждан.
Финансовая система (как экономическая категория), по мнению большинства ученых, представляет собой совокупность финансовых институтов, т.е. совокупность отдельных групп экономических отношений, однородных по формам и методам мобилизации или использования фондов денежных средств.
|
|
Разные авторы по-разному объединяют финансовые отношения в группы (звенья). Остановимся, например, на таком делении:
2) Финансовая система как организационная структура - Система финансовых органов РФ. (схема №5) – совокупность финансовых органов, включает государственные органы, кредитные организации и иные учреждения, непосредственно осуществляющие финансовую деятельность государства.
3) Финансовая система как фондовая структура – совокупность публичных фондов денежных средств.
Некоторые авторы предлагают отказаться от понятия «фонд денежных средств», и заменить его более широким термином «финансовые ресурсы».
Считаю не верным, т.к. Финансовые ресурсы - синоним понятия «денежные средства», а фонд означает «денежные средства, ассигнуемые для определенной цели.
Фонды денежных средств подразделяют на:
· централизованные, аккумулированные в бюджеты ПТО – предмет ФП;
· децентрализованные* (хозяйствующих субъектов, унитарных предприятий).
* Децентрализованные фонды государственных и муниципальных предприятий не относятся к предмету финансового права, хотя и встречается другое мение.
В обществе, где действуют товарно-денежные отношения, довольно быстро формируется особый вид человеческой деятельности, направленной на создание и использование различных фондов денежных средств, необходимых для финансового обеспечения общественных потребностей.
Таким образом зарождается финансовая деятельность, которую можно подразделить на
1) финансовую деятельность государства и муниципальных образований (публичная финансовая деятельность) и
2) финансовую деятельность хозяйствующих субъектов, функционирующих на праве частной собственности (частная финансовая деятельность).
Важнейшим видом финансовой деятельности является финансовая деятельность Публичных Территориальных Образований (ПТО) - государства и муниципальных образований, обеспечивающая финансовыми ресурсами жизнедеятельность общества в целом, и составляющая традиционно предмет науки финансового права.
|
|
Опр. (краткое) Финансовая деятельность ПТО (схема №6) - представляет собой процесс планомерного формирования, распределения и использования ПТО финансовых ресурсов через свои денежные фонды для выполнения стоящих перед ними задач и функций.
Опр. (подробное) Финансовая деятельность государства - это особый вид государственной деятельности, выражающийся в осуществлении органами государства всех трех ветвей власти организационных, юридических и фактических действий, направленных на создание, распределение (перераспределение) и использование фондов денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных, необходимых в условиях рынка для финансового обеспечения жизнедеятельности общества и государства.