Схема замещения асинхронного двигателя
Векторная диаграмма асинхронного двигателя
Приведение параметров обмотки ротора к обмотке статора
Для построения векторной диаграммы осуществим приведение параметров обмотки ротора к параметрам обмотки статора. При этом обмотку ротора с числом фаз m2, обмоточным коэффициентом k2 и числом витков W2 заменяют обмоткой с соответствующими параметрами статора m1, k1, W1, соблюдая при этом энергетический баланс в роторе.
Методика приведения параметров асинхронного двигателя аналогична методике приведения вторичной обмотки трансформатора. При этом уравнение обмотки ротора (5.4) примет вид
(5.6)
где;
- коэффициент трансформации асинхронного двигателя.
Построим векторную диаграмму асинхронного двигателя, используя принципы построения векторной диаграммы трансформатора (см. раздел 4.9.) и основные уравнения двигателя (5.2), (5.5), (5.6).
Полученная диаграмма, представленная на рис. 5.7, аналогична векторной диаграмме трансформатора в рабочем режиме (рис. 4.9), с учетом того, что для двигателя U2 = 0 и угол ψ2 между направлениями векторов ЭДС Е1 = и вектором приведенного вторичного тока определяется как
|
|
ψ2 = arctg
Рис. 5.7. Векторная диаграмма асинхронного двигателя
Эквивалентная схема замещения асинхронного двигателя, представленная на рис. 5.8, аналогична схеме замещения нагруженного трансформатора и соответствует основным уравнениям (5.2), (5.5), (5.6) после преобразования последнегок виду
R1 |
X1 |
X0 |
R0 |
I1 |
I0 |
~U1 |
E1 |
Рис. 5.8. Эквивалентная схема замещения асинхронного двигателя.
На представленной схеме R1,X1 - активное и индуктивное сопротивления обмотки статора;, - приведенные активное и индуктивное сопротивления обмотки ротора; R0, X0 - активное и индуктивное сопротивления сердечников статора и ротора; s– скольжение.
Величину можно рассматривать как сопротивление нагрузки, включенное в обмотку ротора. Оно является единственным переменным параметром схемы. Изменение этого сопротивления эквивалентно изменению скольжения s, а следовательно, изменению нагрузки на валу двигателя. Величина
(5.7.)
является величиной напряжения, приложенного к нагрузке двигателя.
В обмотку статора из сети поступает активная мощность Р1. Часть этой мощности идет на потери в сердечнике статора (потери в стали) Рст, а также потери в обмотке статора (потери в меди) Рм1
Рм1=m1 I12 R1,
где m1 – число фаз статора.
Оставшаяся мощность посредством магнитного потока передается на ротор и называется электромагнитной мощностью:
|
|
РЭм = Р1 – Рст – Рм1.
Часть электромагнитной мощности затрачивается на потери в обмотке ротора (потери в меди) Рм2.
(5.8)
где m2 – число фаз ротора.
Потерями в сердечнике ротора обычно пренебрегают в связи с их незначительностью.
Оставшаяся мощность преобразуется в механическую, получившую название полной механической мощности:
(5.9)
С другой стороны, величину полной механической мощности можно рассчитать как
(5.10)
Подставив (5.7) в (5.10), с учетом (5.8) получаем,
(5.11)
Подставив (5.11) в (5.9), получаем, откуда
РМ2 = s РЭМ (5.12)
Таким образом, мощность потерь в обмотке ротора пропорциональна величине скольжения.
Мощность на валу двигателя Р2 меньше полной механической мощности на величину потерь на трение РТР и добавочных потерь РДОБ, возникающих от пульсации магнитного потока
Окончательно получаем Р2 = Р1 – ΔР
где ΔР = РСТ + РМ1 + РМ2 + РТР + РДОБ.
Коэффициент полезного действия двигателя есть отношение мощности на валу Р2 к мощности, потребляемой двигателем из сети Р1.
.100% = 100%.