Уравнение вращающего момента
Вращающий момент в асинхронном двигателе создается взаимодействием тока ротора с магнитным полем статора. Вращающий момент математически можно выразить через электромагнитную мощность двигателя.
(5.13)
(5.14)
где Ω1 – угловая частота вращения магнитного поля статора.
f1 – частота питающей сети, Гц;
p – число пар полюсов магнитного поля статора.
Из выражения (5.13) с учетом (5.12) и (5.8) получаем
[Нм] (5.15)
Отсюда следует, что вращающий момент двигателя пропорционален потерям мощности в обмотке ротора.
Из схемы замещения (рис. 5.8), полагая, что током I0можно пренебречь, получим выражение для приведенного тока ротора.
(5.16)
Подставляя (5.16) и (5.14) в (5.15) окончательно получаем выражение для расчета вращающего момента асинхронного двигателя
(5.17)
где U1 и m1 – фазное напряжение питающей сети и число фаз обмотки статора соответственно.
Единственным переменным параметром в выражении (5.17) является скольжение s. Зависимость М = f(s) получила механической характеристики двигателя (рис. 5.9, а).
|
|
Рис. 5.9. Механические характеристики асинхронного двигателя: а) – зависимость вращающего момента двигателяМ от скольжения s;
б) – зависимость частоты вращения ротора двигателя n от вращающего момента M.
В момент пуска двигателя скорость вращения ротора равна нулю, скольжение s = 1 и пусковой момент Мп может быть вычислен по выражению
Под действием пускового момента ротор придет во вращение, при этом скольжение будет уменьшаться, а вращающий момент увеличиваться. Максимальный или критический вращающий момент найдем, взяв производную по скольжению от правой части уравнения (5.17) и приравняв ее к нулю. Если для упрощения выкладок пренебречь величиной R1, что возможно, т.к.она намного меньше величины, то получим выражение для критического значения скольженияsкр, при котором вращающий момент будет максимальным.
(5.18)
Подставив (5.18) в (5.17) получаем выражение для расчета максимального вращающего момента асинхронного двигателя.
Критический момент разделяет механическую характеристику двигателя на устойчивую часть от s=0 до s=sкр и неустойчивую часть от
s = sкрдо s= 1. В пределах устойчивой части характеристики при возрастании нагрузки возрастает скольжение и увеличивается вращающий момент, восстанавливая динамическое равновесие моментов на валу двигателя. Но, как только тормозящий момент превысит значение критического момента двигателя, дальнейшее возрастание скольжения будет уменьшать вращающий момент и двигатель остановится.
Номинальная нагрузка двигателя соответствует номинальному вращающему моменту Мном и номинальному скольжению sном (рис. 5.9,а). Отношение максимальному моменту к номинальному называется перегрузочной способностью двигателяkm.
|
|
Отношение пускового момента к номинальному называется кратностью пускового момента.
Эта величина может быть меньше единицы (например, 0,8) или больше ее (до 1,2). При кратности пускового момента меньше единицы следует включать двигатель в работу без нагрузки и подключать ее только после разгона двигателя. Двигатель с кратностью пускового момента больше единицы можно включать в сеть при полной нагрузке.
Механической характеристикой двигателя также называется зависимость скорости его вращения от вращающего моментаn = f (M) (рис. 5.9 б), которая может быть получена из кривой М=f(s), т.к. n обратно пропорциональна s: n = (1-s) n0.
Приs = 0 n = n0, априs = 1 n = 0, M = Mп.