ТЕМА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В КУЛЬТУРОЛОГИИ
Лекция № 1
Дисциплина: «Культурология»
Тема лекции: «Деятельностный подход в культурологии.»
Цель: Рассмотрение культурологи как науки, определение объекта и предмета культурологи как науки; выяснение сущности культуры, анализ основных функций культуры, выяснение сущности культурного пространства.
План:
1. Культурология как наука.
2. Функционирование культуры в обществе.
3. Деятельность как способ развития культуры.
4. Культура и природа.
Студенты должны знать: особенности культурологии как научной дисциплины; сущность, предмет, объект культурологи; взаимосвязь и соотношение культурологии с науками, изучающими культуру; основные функции культуры.
Литература
Основная литература
1. Культурология: уч. пособие для ВУЗов / Под ред. проф. А.А.Радугина. – М., 2000
2. Культурология. Теория культуры. Уч. пособие Е.В.Мареева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Экзамен, 2002
3. Культурология. История мировой литературы: учебник для ВУЗов / Под ред. проф. А.Н.Марковой – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Юнити, 2002
|
|
4. Культурология. Учебн.пособие для студент. высш. учебн.завед. – Ростов –на – дону: Феникс, 1995.
5. Культурология в вопросах и ответах. Учеб.пособие. – Ростов – на Дону: Фенікс, 1997.
6. Культурология: уч. Пособие / Под ред. П. С. Гуревич — М.: Гардарики, 1999.
Дополнительная литература
1. Быстрова, А. Н. Мир культуры. (Основы культурологии): учеб. пособие.
2-е изд., испр. и доп. М,; Новосибирск, 2002.
2. История и культурология.: учеб пособие для студентов вузов. 2-е изд.,
перераб. и доп. М., 2000.
3. Кравченко, А. И. Культурология: учеб. пособие для вузов. М., 2001.
4. Оганов, А. А. Теория культуры: учеб. пособие для вузов. / А. А. Ога-пов, И. Г. Хангельдиева. М., 2003.
5. Сапронов, П. А. Курс лекций по теории и истории культуры. 2-е изд.,
доп. СПб., 2003.
Культурология – наука, изучающая систему культуры, ее генезис, содержание и структуру, закономерности, способы и формы проявления жизнедеятельности людей.
теоретическая (общая) | прикладная |
интегрирует знания различных наук (философии, истории, антропологии, социологии) о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функции, структуре и динамике культуры, выявляя и систематизируя черты своеобразия различных культурных миров | знания о видах и формах искусства, физической и духовной культуре личности, нравственно-поведенческой и религиозно-культовой культуре и др. |
Предметом культурологи являются:
- объективные закономерности культурного процесса, как мирового, так и национального;
- памятники и явления материальной и духовной культуры;
|
|
- факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формирование и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей
Объектами культурологи являются:
- общество;
- жизнедеятельность различных его субъектов;
- историческое взаимодействие общества с природой, людей между собой.
Процесс развития и выражения духовного, интеллектуального и эмоционального отношения к культуре можно назвать становлением культурологи.
Периоды становления культурологии | Этапы становления культурологии |
- этнографический (1800 – 1860) - эволюционистский (1860 – 1895) - исторический (1895 – 1925) | - донаучный - научно-исторический - научно-философский |
В эти периоды происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете. Исследования носили академический характер. Со второй половины ХХ века эти знания начали востребоваться, и применяться в самых различных сферах – в практике массовой коммуникации, дипломатии, военном деле | Развитие культуры сопровождалось становлением ее самосознания. В мифах и преданиях народов, в учениях отдельных мыслителей содержатся догадки и идеи, выражающие стремление осознать, понять и оценить культуру как единый процесс |
Ос новной категорией культурологии является само понятие «культура». Определения культуры разнообразны:
Описательные определения культуры:
культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.
Исторические определения культуры:
культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели, и что передается от поколения к поколению – орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.
Нормативные определения:
культура – это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.
Ценностные определения:
культура – это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения
Психологические определения:
культура – есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям и складывается из всех результатов приспособления на психологическом уровне;
Определения на базе теорий обучения:
культура – это поведение, а не то, что получено в качестве биологического наследства
Структурные определения:
культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.
Идеологические определения:
культура – это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.
Символические определения:
культура – это организация различных феноменов (материальных предметов, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого