План лекции. Учебные и воспитательные цели

Учебные и воспитательные цели

Воронеж 2009

1. Сформировать представления по перечню документов по безопасности жизнедеятельности в условиях военного времени.

2. Показать работу по проведению мероприятий обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в условиях военного времени.

3. Формировать управленческие качества у обучаемых.

Учебное время – 4 ч.

Введение - 10 мин.

Учебные вопросы:

1. Виды ОМП.

1.1. Ядерное оружие. - 30мин.

1.1.1. Поражающие факторы ядерного взрыва. - 20мин.

1.1.2. Зоны разрушения. - 20мин.

1.1.3. Зоны радиоактивного заражения. - 20мин.

1.2. Химическое оружие и его поражающие факторы.

Классификация отравляющих веществ (ОВ). - 20мин.

1.3. Биологическое оружие и его поражающие факторы. - 20мин.

2. Современные ЧС военного времени. - 40мин.

Заключение - 10 мин.

Основная литература

1. Конституция РФ 1993.

2. Указ Президента РФ «Об утверждении Военной доктрины РФ» № 706 2000.

3. ФЗ №61-ФЗ 1996 «Об обороне».

4. ФЗ № 64-ФЗ 1996 «О введение в действие УК РФ».

5. ФЗ № 28-ФЗ 1998 «О гражданской обороне».

6. ФЗ № 53-ФЗ 1998 «О воинской обязанности и военной службе».

7. ФЗ № 130-ФЗ 1998 «О борьбе с терроризмом».

8. ФЗ № 141-ФЗ 2003 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ».

9. Женевский протокол 1925 «О запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств».

10. Конвенция ООН 1972 «О запрещении биологического оружия».

11. Белов С.В. БЖД. – М.: Высшая школа, 2005.

12. Консультант Плюс

Введение

Война - это особое состояние общества, специфический вид социального насилия. Ученые полагают, что за последние пять с половиной тысяч лет на Земле произошло более 14 тысяч войн, в которых погибло свыше 4 миллиардов человек – почти столько, сколько насчитывает все современное население планеты.

ХХ век не является исключением. Уже в его первой половине только две мировые войны унесли более 50 миллионов человеческих жизней. После второй мировой войны произошло более 260 войн и вооруженных конфликтов. В современных условиях на разных континентах планеты продолжают полыхать войны (назовите и покажите на карте). Это сохраняет актуальность изучения проблемы ЧС военного характера.

Проблема войны и мира, которая приобретает актуальность в контексте соотнесения жизни и смерти. Под проблемами данной темы являются вопросы доступа к ядерному оружию, региональные конфликты, национальный экстремизм, наращивание военно-промышленного комплекса, доминирование в мировой политике одной сверхдержавы, международный терроризм, решение которых возможно путем разоружения или сокращения вооружения массового уничтожения, урегулирования национальных и региональных проблем мирным путем.

Из истории известно, что неуклонно растущие взаимодействия между народами постоянно сопровождались острейшими военными столкновениями. За период с 3500 г. до н.э. произошло 14530 войн, и только 292 года жизнь людей была мирной.

В войнах погибло (млн. чел.): 17 в. – 3,3; 18 в. – 5,5; 19 в. – 16, I и II мировая война – 70. Это и обозначило начало превращения проблемы войны и мира в глобальную.

Ядерным оружием можно десятки раз уничтожить всякую жизнь на земле. «Обычные» средства ведения войны способны причинить глобальный ущерб и человечеству и природе. Технологии ведения войны эволюционируют в сторону все большего уничтожения мирного населения (от 5% в 1 мв, до 95% во вьетнамской)!

Кроме уничтожения человеческих жизней наносится урон природе. При проведении биологической войны неизбежны необратимые генетические мутации, что приведет к изменению биосферы и человека в частности.

Итогом термоядерной войны станет «ядерная зима», что может привести к гибели жизни на земле. Победителей в войне с использованием ядерного оружия не будет.

Вопрос 1

В 20 веке был создан особый класс оружия - оружие массового поражения (ОМП), к которому относятся: ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие.

Ядерное оружие - это совокупность ядерных боеприпасов, средств их доставки к цели и средств управления.

В зависимости от решаемых задач, от вида и расположения объектов, а также от характера боевых действий ядерные взрывы могут быть трёх основных видов:

воздушный (высокий и низкий);

наземный (надводный);

подземный (подводный).

Ядерный взрыв – физический процесс деления тяжелых ядер урана 235.

При ядерном взрыве возникают следующие поражающие факторы:

1) Воздушная ударная волна — это область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью. За первые 2 сек ударная волна проходит около 1000 м, за 5 сек-2000 м, за 8 сек - около 3000 м. Источником возникновения являются высокое давление в области взрыва и температура, достигающая миллионов градусов. Ударная волна в большинстве случаев является основным поражающим фактором ядерного взрыва.

Защитой от ударной волны являются убежища. На открытой местности действие ударной волны снижается различными углублениями, препятствиями.

2) Световое излучение представляет собой поток лучистой энергии, включающей ультрафиолетовую, видимую и инфракрасную области спектра. Источником является светящаяся область взрыва, состоящая из нагретых до высокой температуры паров конструкционных материалов боеприпаса и воздуха, а при наземных взрывах и испарившегося грунта. Защитой от светового излучения может служить любая непрозрачная преграда.

3) Проникающая радиация представляет собой гамма-излучение и поток нейтронов, испускаемых из зоны ядерного взрыва. Поражающее действие проникающей радиации определяется способностью гамма квантов и нейтронов ионизировать атомы среды, в которой они распространяются. Проходя через живую ткань, гамма кванты и нейтроны ионизируют атомы и молекулы, входящие в состав клеток, которые приводят к нарушению жизненных функций отдельных органов и систем. Под влиянием ионизации в организме возникают биологические процессы отмирания и разложения клеток. Защитой служат различные материалы, ослабляющие гамма-излучение и поток нейтронов.

4) Радиоактивное заражение при ядерном взрыве обусловливается осколками деления вещества заряда, выпадающими из облака взрыва. По мере продвижения облака из него выпадают сначала наиболее крупные частицы, а затем все более и более мелкие, образуя по пути движения зону радиоактивного заражения - след облака. Размеры следа зависят главным образом от мощности ядерного боеприпаса, а также от скорости ветра и могут достигать в длину несколько сотен и в ширину нескольких десятков километров. Поражения в результате внутреннего облучения появляются в результате попадания радиоактивных веществ внутрь организма через органы дыхания и желудочно-кишечный тракт. Защитой от радиоактивного заражения служат индивидуальные и коллективные средства защиты.

5) Электромагнитный импульс представляет собой возникающее на очень короткое время мощное электрическое поле. Электромагнитный импульс воздействует прежде всего на радиоэлектронную и электронную аппаратуру. Защитой от электромагнитного импульса служит своевременное выключение аппаратуры.

Последующими аналогами Ядерного оружия стали:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: