Методы психологии

Основными способами получения фактов в психологии являются следующие эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение; эксперимент, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

Наблюдение – фиксация проявление поведения и получения суждений о субъективных психологических явлений. Это целенаправленное, обусловленное определенными задачами восприятие психических явлений, внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.

Самонаблюдение – вид наблюдения, объектом которого являются психические состояния, действия самого субъекта. Наблюдение как научный метод должно отвечать ряду требований. Оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности. Наблюдение должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени. Важно как можно более подробно зафиксировать изучаемое поведение, т.е. необходима полнота наблюдения.

Эксперимент – метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную. Это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Эксперимент может протекать в лабораторных или естественных условиях. Основная задача психологического эксперимента в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса. От наблюдения эксперимент отличается рядом особенностей: исследователь сам вызывает изучаемое им явление; экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания; возможность попеременного исключения отдельных условий (переменных),

с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий и допускает математическую обработку полученный в исследовании данных.

Тест – стандартизованное психологического испытание для установления определенных психических качеств человека, оценки психических процессов. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития психических качеств человека. Тестирование применяется в целях психологической диагностики, для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции. Выделяют тесты способностей, тесты достижений, тесты, используемые в профориентационной работе, проективные тесты и т.д. Квалифицированное применение тестов, проведение психологической диагностики требуют профессиональной психологической подготовки и связаны с принятием этических норм тестирования. Непрофессиональное использование тестов может принести вред личности из-за ложной интерпретации его данных.

Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью). Источником информации в опросе является письменные или устные суждения индивида. Метод опроса часто подвергается критике: выражается сомнение в достоверности информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых. Для получения более достоверной информации используются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной.

Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Преимущество этого метода в том, что в нем может одновременно участвовать группа лиц. Полученные данные могут быть математически обработка. Существуют определенные требования к составлению вопросов анкеты. Плохо составленная анкета не только не дает достоверной информации, но и компрометирует сам метод. Полученные при анкетировании данные являются первичной ориентировкой и намечают направления дальнейшего изучения личности или группы.

Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым характерно для методов беседы и интервью.

Интервью – сбор информации, получаемой в виде ответов на поставленные вопросы.

Беседа - метод психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Беседа является более «психологичной» формой опроса, так как в ней имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-психологическим закономерностям. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения.

Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов. Правомерность использования метода анализа продуктов деятельности не вызывает сомнений. О силе таланта и личности писателя мы судим на основе его произведений. В психолингвистике разработан вариант анализа продуктов деятельности – контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики их автора.

Специфической формой метода анализа продуктов деятельности выступает графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка.

Биографический метод – изучение личности по имеющимся документам ее биографии (например, дневники).

Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Надо подчеркнуть, что математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования.

Проблема возможностей и границ использования математических методов в психологии вызывает споры среди психологов. Представители естественнонаучного направления настаивают на необходимости превращения психологии в точную науку, на широком использовании в ней количественных методов. Сторонники гуманитарной ориентации в психологии указывают на невозможность установить количественные границы такого феномена, как внутренний мир человека. Понятие точности познания применительно к человеку наполняется иным содержанием, нежели в естествознании и математике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: