ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ
Восприятие речи включает, в себя рецепцию слышимых или видимых элементов языка, установление их взаимосвязи и формирование представления об их значении. Восприятие, тем самым, разворачивается на двух ступенях — собственно восприятие и понимание. Понимание — это расшифровка общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемым речевым потоком; процесс превращения воспринимаемой речи в лежащую за ней смысл.
Смысл фразы (38) может быть разным в зависимости от того, в каком неречевом контексте она высказана. Это можно понять и как совет одеться теплее, и одолжить пиджак, и просьбу закрыть окно, и как фрагмент игры "холодно-горячо" (39). И во всех случаях это слово является предикатом к действительности, к разным ситуациям. (38) Холодно! (39) Не там ищешь!
В ходе понимания реципиент устанавливает между словами смысловые связи, которые составляют в совокупности смысловое содержание данного высказывания. В результате осмысления слушатель может придти к пониманию или непониманию смыслового содержания высказывания. Понимание психологически характеризуется разной глубиной, разным качеством.
|
|
Начальный, самый общий уровень понимания свидетельствует о понимании только основного предмета высказывания — того, О ЧЕМ речь. Находящийся на этом уровне понимания слушатель может только сказать, о чем ему говорили, но он не может воспроизвести содержание речи. Смысловое содержание прослушанного служит, как бы фоном, на котором слушатель этого уровня понимания может определить основной предмет высказывания.
Второй уровень — уровень понимания смыслового содержания — определяется пониманием всего хода изложения мысли продуциента, ее развития, аргументации. Этот уровень характеризуется пониманием не только того, о чем говорилось, но и того, ЧТО в ней было сказано.
Высший уровень понимания определяется пониманием того, ЗАЧЕМ это говорилось и какими средствами это сделано. Тут слушатель может понять мотивы, побуждающие говорящего говорить так или иначе, понять все, что подразумевает говорящий, внутреннюю логику его высказывания, а также дать оценку языковых средств выражения мысли, использованных говорящим.
Значение, согласно А.Н.Леонтьеву, это то, что открывается в предмете и явлении объективно — в системе объективных связей, отношений, взаимодействий. Значение фиксируется, а язык и приобретает благодаря этому устойчивость. Человек живет в мире значений, которые открыты для него в каждом слове другими людьми. Но сам он не в состоянии усвоить все значение всех слов и ли даже некоторые значения в их полном объеме. Значение предшествует наиболее развитой его форме — понятию и выступает в единстве с личностным смыслом и чувственной тканью, образуя структуру индивидуального сознания.