Социальные взаимодействия
Социа́льное взаимоде́йствие — «способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п.». Социальное взаимодействие родственно понятию «социальное действие».
Социальное взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей.
Социальное взаимодействие - это любое поведение личности или группы лиц, имеющее значение для других людей.Оно определяется социальными статусами и ролями личности и социальных групп.
Социальное взаимодействие - любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем. Оно включает передачу информации, получение, реакция на неё её переработка и возврат её, а так же реакция на новую информацию первого лица. Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны:
|
|
Объективная сторона - факторы независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.
Субъективная сторона - сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия,основанное на взаимных ожиданиях.
Механизм С.В. включает участников и их действия, изменения вызванные этими действиями, влияние этих перемен на людей и окружение и обратная реакция.
Классификация социального взаимодействия
Первичные, вторичные(идеологические, религиозные, нравственные),
по количеству участников: взаимодействие 2х людей; 1ого человека и группы людей; между двумя группами,
Разнонациональные,
Между людьми разного достатка, и т. д.
Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.
Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм овнутрения социального контроля.
Типы социального контроля
Выделяют три типа процессов социального контроля:
процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит овнутрение требований общества — социальных предписаний;
процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность — форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;
|
|
процессы применения различных формальных и не формальных социальных санкций, специальные средства поощрения и наказания, побуждающие к соблюдению установленных норм.
Социальные санкции: формализованные и неформализованные.
Формализованные санкции — это такие санкции, процедура применения которых регламентируется законами, инструкциями и другими официальными документами.
Неформализованные санкции реализуются в ходе неформального общения людей.
Важным опосредствующим звеном социального контроля является групповой контроль. Выделяется два метода социального контроля: принуждение (воздействует только на внешние проявления отклонений в поведении индивида) и убеждение (самый демократичный и гуманный метод социального контроля), информирование и внушение (наиболее опасный способ социального контроля).
Девиантность
Социальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое, называется отклоняющимися от нормы, или девиантным. Девиантность не следует понимать как качество конкретного поведения.
Под девиантным поведением в узком понимании подразумеваются такие поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания.
Социальное взаимодействие и социальный контроль
Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.
Взаимодействие — это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория «взаимодействие» выражает характер содержания отношений между людьми. А также социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов; связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.
Объективная сторона взаимодействия — это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.
Субъективная сторона взаимодействия — это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.
Механизм социального взаимодействия включает:
индивидов (совершающих действия);
изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями;
влияние этих изменений на других индивидов;
обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.
Под влиянием П. А. Сорокина и Г. Зиммеля взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием американской социологии. «Главное в социальном взаимодействии - содержательная сторона. Все зависит от индивидуальных и социальный свойств и качеств взаимодействующих сторон.»
Повседневный опыт, символы и значения, которыми руководствуются взаимодействующие индивиды, придают их взаимодействию известное качество. Но в данном случае остается в стороне главная качественная сторона взаимодействия реальные социальные процессы и явления, которые выступают для людей в виде символов, значений, повседневного опыта.
|
|
Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм, а также ценностей.
Способ взаимодействия включает шесть аспектов:
Передачу информации;
Получение информации;
Реакцию на полученную информацию;
Переработанную информацию;
Получение переработанной информации;
Реакцию на эту информацию.
Социальный контроль — система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально-приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом. Социальный контроль:
осуществляется посредством нормативного регулирования поведения людей; и обеспечивает следование социальным нормам.