Государство как основной субъект международного права

Понятие и классификация субъектов международного права.

СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

ТЕМА

Субъекты международного права – самостоятельные образования, способные непосред-

ственно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в созда-

нии и осуществлении его норм.

Субъект международного права – лицо (в собирательном смысле), способное участвовать

в международных публичных (властных) правоотношениях, регулируемых нормами между-

народного права. Т.е. круг субъектов международного права определяется способностью лиц

участвовать в международных отношениях, объективно подпадать под прямое воздействие

международного публичного права.

Неотъемлемые признаки субъекта международного права: внешняя обособленность лица,

его персонификация (наличие представительных органов), способность самостоятельно вы-

рабатывать волю и реализовывать ее в международных правовых отношениях, т.е. осуществ-

лять свои права и обязанности.

Международная правосубъектность означает одновременно и подчиняемость непосред-

ственному воздействию международного права, и обладание международными правами и

обязанностями, и способность участвовать в международных публичных правоотношениях.

У субъектов международного права нет различия между правоспособностью и дееспособно-

стью в том смысле, что субъект международного права одновременно и правоспособен и де-

еспособен (с момента своего возникновения).

Классификация субъектов:

Первичные субъекты никем не создаются в качестве таковых, их появление – объективная

реальность, результат естественно-исторического процесса. Это государства, народы, борю-

щиеся за создание независимого государства.

Производные субъекты создаются первичными. Объем их международной правосубъект-

ности зависит от намерения и желания их создателей. Это межправительственные организа-

ции, государственно-подобные образования – вольные города, Ватикан.

Суверенные и независимые государства, будучи основными действующими лицами (акто-

рами) на международной арене, занимают особое место в системе субъектов современного

международного права, играют ключевую роль в создании международно-правовых норм и

обеспечивают контроль за их соблюдением.

Главной предпосылкой международной правосубъектности государств был и остается су-

веренитет.

Особенности правосубъектности государств.

1). Государство – субъект международного права в силу своей природы, его правосубъ-

ектность не зависит от воли отдельных государств, в том числе от признания его другими

государствами в таком качестве. Государство становится субъектом международного права в

силу факта своего возникновения.

2). Правосубъектность государства не ограничена каким-либо временем (с момента воз-

никновения до прекращения своего существования).

3). Договорная правосубъектность государства абсолютна.

Т.е. государство абсолютно правосубъектно.

В то же время реализация правосубъектности государств имеет свою специфику в зависи-

мости от формы государственного устройства.

В унитарных государствах правосубъектность реализуется высшими органами власти. Со-

глашения между частями различных государств не являются международно-правовыми до-

говорами. Такие соглашения носят характер частноправовой сделки и подчинены соответ-

ствующей отрасли права государств. Государство не несет ответственности по соглашениям,

в которых стороной являются его части.

Федерация – государственно-правовое объединение, союзное государство. Реализация

правосубъектности федеративного государства зависит от типа федерации. Для западного

типа федерации характерно то, что правосубъектность реализуют общефедеральные органы.

Предусмотренное в конституциях ряда федераций (США, Швейцарии, ФРГ, Австрии) право

их членов заключать международные соглашения по весьма ограниченному кругу вопросов

(культурные, пограничные, полицейские, экономические, но не политические) может осу-

ществляться только под контролем федерального правительства. То же правило применяется

и к тем федерациям, где нет конституционных положений о договорной правоспособности

их членов (н-р, в Австралии, Канаде). Хотя члены федерации (штаты, земли, провинции,

кантоны) обладают определенной самостоятельностью, все же она не доходит до того, чтобы

члены федерации были субъектами международного права, поскольку они, не обладая внеш-

ней стороной государственного суверенитета, не могут осуществлять свою собственную

внешнюю политику.

Для советского типа федерации было характерно, что субъекты федерации, согласно их

конституциям, рассматривались как суверенные государства и могли претендовать на статус

субъекта международного права (СССР и Югославия). Правосубъектностью обладали как

общесоюзные органы, так и члены федерации, которые могли заключать договоры, обмени-

ваться дипломатическими и консульскими представительствами. Но реальной правосубъект-

ностью ни одна республика бывшего СССР не обладала.

Конфедерация – объединение (союз) государств, основанный на международном догово-

ре, который образуется для осуществления тесного сотрудничества государств в решении

ряда общих задач (взаимной обороны, внешних сношений, государственной безопасности,

экономического развития и др.). Для конфедерации как союза государств характерно, что

государства-члены конфедерации рассматриваются как субъекты международного права.

Конфедерация в целом либо не обладает правосубъектностью вообще либо только ограни-

ченной правосубъектностью. Субъектом международного права может выступать и сама

конфедерация, если при ее создании государства-члены возложили на нее ответственность за

осуществление определенных мероприятий международного характера, заключение между-

народных договоров и т.п. Если интеграционные процессы приводят к тому, что члены кон-

федерации наделяют ее международной правосубъектностью, то имеет место переход к фе-

дерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: