Понятие и классификация субъектов международного права.
СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
ТЕМА
Субъекты международного права – самостоятельные образования, способные непосред-
ственно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в созда-
нии и осуществлении его норм.
Субъект международного права – лицо (в собирательном смысле), способное участвовать
в международных публичных (властных) правоотношениях, регулируемых нормами между-
народного права. Т.е. круг субъектов международного права определяется способностью лиц
участвовать в международных отношениях, объективно подпадать под прямое воздействие
международного публичного права.
Неотъемлемые признаки субъекта международного права: внешняя обособленность лица,
его персонификация (наличие представительных органов), способность самостоятельно вы-
рабатывать волю и реализовывать ее в международных правовых отношениях, т.е. осуществ-
лять свои права и обязанности.
|
|
Международная правосубъектность означает одновременно и подчиняемость непосред-
ственному воздействию международного права, и обладание международными правами и
обязанностями, и способность участвовать в международных публичных правоотношениях.
У субъектов международного права нет различия между правоспособностью и дееспособно-
стью в том смысле, что субъект международного права одновременно и правоспособен и де-
еспособен (с момента своего возникновения).
Классификация субъектов:
Первичные субъекты никем не создаются в качестве таковых, их появление – объективная
реальность, результат естественно-исторического процесса. Это государства, народы, борю-
щиеся за создание независимого государства.
Производные субъекты создаются первичными. Объем их международной правосубъект-
ности зависит от намерения и желания их создателей. Это межправительственные организа-
ции, государственно-подобные образования – вольные города, Ватикан.
Суверенные и независимые государства, будучи основными действующими лицами (акто-
рами) на международной арене, занимают особое место в системе субъектов современного
международного права, играют ключевую роль в создании международно-правовых норм и
обеспечивают контроль за их соблюдением.
Главной предпосылкой международной правосубъектности государств был и остается су-
веренитет.
Особенности правосубъектности государств.
1). Государство – субъект международного права в силу своей природы, его правосубъ-
ектность не зависит от воли отдельных государств, в том числе от признания его другими
|
|
государствами в таком качестве. Государство становится субъектом международного права в
силу факта своего возникновения.
2). Правосубъектность государства не ограничена каким-либо временем (с момента воз-
никновения до прекращения своего существования).
3). Договорная правосубъектность государства абсолютна.
Т.е. государство абсолютно правосубъектно.
В то же время реализация правосубъектности государств имеет свою специфику в зависи-
мости от формы государственного устройства.
В унитарных государствах правосубъектность реализуется высшими органами власти. Со-
глашения между частями различных государств не являются международно-правовыми до-
говорами. Такие соглашения носят характер частноправовой сделки и подчинены соответ-
ствующей отрасли права государств. Государство не несет ответственности по соглашениям,
в которых стороной являются его части.
Федерация – государственно-правовое объединение, союзное государство. Реализация
правосубъектности федеративного государства зависит от типа федерации. Для западного
типа федерации характерно то, что правосубъектность реализуют общефедеральные органы.
Предусмотренное в конституциях ряда федераций (США, Швейцарии, ФРГ, Австрии) право
их членов заключать международные соглашения по весьма ограниченному кругу вопросов
(культурные, пограничные, полицейские, экономические, но не политические) может осу-
ществляться только под контролем федерального правительства. То же правило применяется
и к тем федерациям, где нет конституционных положений о договорной правоспособности
их членов (н-р, в Австралии, Канаде). Хотя члены федерации (штаты, земли, провинции,
кантоны) обладают определенной самостоятельностью, все же она не доходит до того, чтобы
члены федерации были субъектами международного права, поскольку они, не обладая внеш-
ней стороной государственного суверенитета, не могут осуществлять свою собственную
внешнюю политику.
Для советского типа федерации было характерно, что субъекты федерации, согласно их
конституциям, рассматривались как суверенные государства и могли претендовать на статус
субъекта международного права (СССР и Югославия). Правосубъектностью обладали как
общесоюзные органы, так и члены федерации, которые могли заключать договоры, обмени-
ваться дипломатическими и консульскими представительствами. Но реальной правосубъект-
ностью ни одна республика бывшего СССР не обладала.
Конфедерация – объединение (союз) государств, основанный на международном догово-
ре, который образуется для осуществления тесного сотрудничества государств в решении
ряда общих задач (взаимной обороны, внешних сношений, государственной безопасности,
экономического развития и др.). Для конфедерации как союза государств характерно, что
государства-члены конфедерации рассматриваются как субъекты международного права.
Конфедерация в целом либо не обладает правосубъектностью вообще либо только ограни-
ченной правосубъектностью. Субъектом международного права может выступать и сама
конфедерация, если при ее создании государства-члены возложили на нее ответственность за
осуществление определенных мероприятий международного характера, заключение между-
народных договоров и т.п. Если интеграционные процессы приводят к тому, что члены кон-
федерации наделяют ее международной правосубъектностью, то имеет место переход к фе-
дерации.