Основные понятия в маркетинге
Определение маркетинга
Функции маркетинга
Цели маркетинга
Принципы маркетинга
Маркетинговые концепции
Основные понятия в маркетинге
Определение маркетинга
Введение в маркетинг, основные понятия в маркетинге
Вклад в науку
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
Термин «marketing» - означает торговля, продажа, сбыт. Это производное от слова «market» - рынок.
Маркетинг – это человеческая деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена (определение Ф.Котлера).
В современной трактовке маркетинг – это философия бизнеса в условиях конкуренции.
Для того чтобы лучше разобраться в этом термине рассмотрим понятия. основные понятия: нужды потребности, запросы, обмен, сделка и рынок
|
|
Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего - либо. Есть два способа реализовать нужду: 1) найти объект способный ее удовлетворить; 2) либо заглушить.
Потребность – нужда принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем человека. Прогресс способствует росту потребности и производители создают товары и продукты удовлетворяющие эти потребности.
Запрос – это потребность, подкрепленная покупательской способностью.
Товар – все, что может удовлетворить потребность (нужду) и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Товаром может быть все, что способно удовлетворить нужду: услуги, продукты, личности, места, организации, виды деятельности, идеи.
Обмен - получение какого – либо желаемого объекта взамен чего-то другого. Это наиболее цивилизованный способ удовлетворения нужды.
Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Сделки бывают денежные или бартерные.
Рынок (место совершения сделки) – совокупность реальных и потенциальных покупателей. Обеспечивает централизованный обмен товарами от разных производителей.
Рынки бывают:
1. С точки зрения о существления потребностей: потребительский, рынок производителей, рынок посредников, рынок государственных учреждений, международный рынок
2. По географическому положению рынки делятся на: местный, региональный, мировой.
3. А также рынки делятся на рынки продавца и рынки покупателя.
Понятие рынок трактует маркетинг как – человеческая деятельность, имеющая отношение к рынку.
Существует 5 основных подходов к ведению маркетинговой деятельности: концепция совершенствования производства; концепция совершенствования товара; концепция интенсификации коммерческих усилий; концепция маркетинга; концепция социально-этичного маркетинга.
|
|
Эти концепции принадлежат к различным периодам развития маркетинга как науки управления и в своем развитии прошли 50 лет. Общая тенденция развития заключается в переносе акцента с производства и товара на коммерческие усилия, на потребителя и все большая ориентация на проблемы потребителя и социальной этичности.
4. Принципы маркетинга – фундамент производственно – хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности:
1. Нацеленность на четкий коммерческий результат (овладение определенной долей рынка с учетом сроков, ресурсного обеспечения, ответственности).
2. Комплексный подход к достижению поставленных целей на основе: анализа потребностей, прогнозирования рынка, изучения товара, рекламы, стимулирования сбыта.
3. Максимальный учет условий и требований выбранного рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него.
4. Долговременность целей направленных на товары, обладающие принципиально новыми потребительскими свойствами и обеспечивающих долгосрочный коммерческий успех.
5. Адаптивная предприимчивость, обеспечивающая быструю и эффективную реакцию на изменение внешней среды и направление инициативы, как формы управления производством и сбытом продукции.
5. Цели маркетинга.
Главное предназначение маркетинга – это связь производителя и потребителя, помочь им найти друг друга.
Цель – это определенный количественный или качественный результат которого следует достичь к определенному моменту. Они должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было выразить количественно. Чем четче сформулирована цель и осознанна, тем больше вероятность ее реализации.
Цели в маркетинге могут быть классифицированы следующим образом:
Рыночные – завоевание определенной доли или выявление перспективных рынков. Маркетинговые – создание имиджа фирмы, мероприятия по созданию благоприятного отношения к фирме (PR), увеличение объема продаж и прибыли, конкурентная борьба. Управленческие – совершенствование структуры управления. Обеспечивающие – ценовая политика, стимулирование сбыта, потребительские характеристики товара. Контрольные.
6. Функции маркетинга (выполняется циклично). Можно выделить три основные:
· Аналитическая (Маркетинговые исследования, анализ внешней среды, изучение покупателей и конкурентов, поставщиков …);
· Производственно – сбытовая (развитие новых товаров, производство, сбыт, после продажное обслуживание, развитие и реализация ценовой политики, формирование спроса, стимулирование сбыта);
· Управление и контроля управление маркетингом, стратегическое и тактическое планирование, контроль маркетинговых решений, разработка предложений по всем аспектам маркетинговой деятельности.
Виды спроса и задачи соответствующих видов маркетинга
Вид спроса | Характеристика спроса | Вид маркетинга |
Отрицатель-ный | Большая часть рынка (потребителей) недооценивает (недолюбливает), согласна его избежать при определенных условиях. | Конверсионный |
Отсутствую-щий | Незаинтересован- ность в товаре, безразличность к нему | Стимулирую-щий |
Скрытый (потенциаль-ный) | Существующие нужды не могут быть удовлетворены имеющимися на рынке товарами. | Развивающий |
Падающий | Снижение интереса со стороны потребителей и сокращение объема продаж | Ремаркетинг |
Нерегулярный | Временные колебания спроса | Синхромаркетинг |
Полноцен-ный | Предложение удовлетворяет спрос, товарооборот стабильный | Поддерживающий |
Чрезмерный | Спрос превышает предложение | Демаркетинг |
Нерациона-льный | Потребление товаров, наносящих вред здоровью, окружающей среде | Противодей-ствующий |
|
|