Основные направления научно-технологического развития торговли

Современное научно-технологическое развитие имеет ряд особенностей:

1. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Наука влияет на каждый из элементов ПС (производительных сил) – средства производства и рабочая сила

2. Сокращение временного интервала с момента появления открытий и изобретений до реализации их на практике. 112 лет потребовалось, чтобы фотография их научного открытии стала применяться на практике, для электродвигателя 59 лет, квантового генератора – 2 года.

3. Опережение развития науки, т.е. теория опережает практику. Сейчас можно точно спрогнозировать какая техника и технология появится через 5-10-20 лет

4. Расширение границ проникновения современной НТР и ее масштабность (современная наука все глубже проникает в познание космоса, атома и человека и др. сфер.)

5. Высокий темп развития новейших наукоемких отраслей (информационной, электронной, биотехнологии и др.)

6. Развитие экономики происходит в условиях воздорожания и исчерпания традиционных топливно-энергетических природных ресурсов

7. Возрастание роли науки и техники не только в общественном производстве, но и в социально-экономической жизни

8. Угроза необратимого разрушения природной среды со всеми вытекающими последствиями

9. Неравномерность протекания информационно-технологической революции в различных странах и регионах планеты

10. Расцвет венчурного (рискового) предпринимательства, специализирующихся на разработке и освоении новых видов техники и технологии, которые усиленно конкурируют с крупными корпорациями

11. Изменение в структуре рабочей силы. До 40% рабочих связано не с производством, а с его подготовкой, обеспечением, контролем

12. Внедрение прогрессивных технологий поднимает эффективность традиционных технологий, но пока еще не отменяет и не заменяет их полностью

К комплексным проблемам научно-технологического развития производства на современном этапе относятся:

1. Бесперебойное, экономичное и не угрожающее экологическому равновесию поступление традиционных энергоносителей, совершенствование энергопотребляющей техники и технологий

2. Совершенствование и создание новых технологических методов воздействия на предмет труда, отличающихся высокой экономичностью ресурсосбережением, экологической чистотой

3. Обеспечение продовольствием и другими условиями жизнедеятельности людей с позиции безопасности

4. Разработка систем информационной индустрии и связи

5. Развитие систем транспортных коммуникаций (наземных, подводных, водных, воздушных, трубопроводных)

6. Комплексное развитие новых пространственных сфер (космоса, мирового океана, глубины земной коры и т.д.)

Научно-технологическийпрогресс – это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологий, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний. Составная часть НТП – это научно-техническая революция (НТР)

Выделяют 3 технологические революции:

1. Аграрная. Связана с изобретением с/х технологии и переходом от примитивной охоты к земледелию и скотоводству.

2. Индустриальная. Связана с массовым переходом от земледелия к промышленному производству.

3. В 70-х гг. прошлого столетия зародилась 3-я технологическая революция. Информационная. Продлится до середины 21 века.

4. Будет потом 4-я – кибернетическая. Связанная с искусственным интеллектом.

Основные направления научно-технологического прогресса в торговле:

1. Развитие прогрессивной технологии торговых процессов на всех этапах товародвижения (БИГЗ – 1 гипермаркет был открыт в 2005 году)

2. Ускорение механизации и автоматизации трудоемких операций торгово-технологического процесса

3. Прогресс в области развития МТБ

4. Совершенствование организации труда и управления технологическими процессами и людьми

5. Создание кадрового потенциала

6. И др.

Общие закономерности научно-технологического развития торговли:

1. Индустриализация основных торговых процессов, в т.ч. информационных и материально-вещественных, т.е. связанных с упаковкой и учетом товаров

2. Создание системы взаимосвязанных машин и оборудования для выполнения совокупности торгово-технологических процессов, например автоматизированных складских комплексов

3. Развитие прогрессивных способов продажи товаров на основе внедрения новой техники и активизация роли покупателей в процессе торговли

4. Создание материально-технической базы и каналов товаропроводящей сети, обеспечивающей экономичность товародвижения

5. Развитие прямых хозяйственных связей между производством и потреблением

6. Централизация управления НТП

7. Создание единой технологической цепи товарных потоков, четкой отработки научной технологии с целью ликвидации отставания по уровню производительности труда

Основные направления технического и технологического обновления торговли и ОП в соответсвии с проектом Программы развития внутренней торговли и общественного питания на 2011-2015 гг.:

1. Интенсификация использования новых информационных технологий, необходимых для получения и анализа информации, принятия эффективных управленческих решений

2. Развитие электронной торговли, в т.ч. для закупок продукции для государственных нужд

3. Формирование развитой инфраструктуры электронной торговли, включающей республиканские и региональные информационные системы и сети

4. Внедрение новых методов электронной и биржевой торговли

5. Рост оснащенности торговых объектов и объектов общественного питания платежно-терминальным оборудованием для осуществления безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек

6. Повсеместное внедрение систем штрихового и радиочастотного кодирования товаров

7. Формирование Банка электронных паспортов товаров, позволяющего потребителю получить полную информацию о товаре, в т.ч. через мобильную связь по номеру штрихового кода товара

В соответствии с Программой социально-экономического развития РБ на 2011-2015 гг. развитие торговли должно быть нацелено на:

· увеличение объема и ассортимента товаров и услуг за счет роста количества рабочих мест и производительности труда;

· повышение вклада предпринимательства путем создания условий для его развития;

· формирование крупных конкурентоспособных организаций, интегрированных структур, в т.ч. сетей, кластеров; создание совместных предприятий и крупных торговых организаций, применяющих сетевые технологии, в т.ч. торгово-промышленных холдингов, распределительных центров;

· дальнейшее развитие сфер услуг в сельской местности, малых и средних городских поселениях;

· совершенствование каналов товародвижения путем развития электронной торговли, т.е. создание центра электронной торговли; формирование электронного выставочного комплекса, электронной биржи и ярмарок;

· формирование системы республиканских, региональных и зарубежных оптовых логистических центров;

· создание условий для перемещения капитала и рудовых ресурсов в сферу услуг из других секторов национальной экономики.


Тема 2. Инновации в сфере товарного обращения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: