Торговая инновация. Сущность. Свойства. Функции

Причина возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состоянием.

Определение и классификация инноваций

Функциональный и технологический подходы к классификации торговых инноваций

Торговая инновация. Сущность, свойства, функции

Определение и классификация инноваций

_____________________________________________________________________________________________

В экономической науке термин инновация как осуществление новых комбинаций ввел Йозеф Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития», которая увидела свет в 1911 году.

Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии числом 5, т.е. выделил 5 случаев:

1) использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства

2) внедрение продукции с новыми свойствами

3) использование нового сырья

4) изменение в организации производства и в его материально-техническом обеспечении

5) появление новых рынков сбыта.

В 30-е гг. 20 в. начал использоваться термин «инновации».

ТАМО – Technologies-Assortment-Market-Organisation (?)

Т – технологии

А – продукт

М – рынок

О – организационные изменения

NPD – продукт

NBD – бизнес, технология

Треугольник инноваций, или инновационный треугольник

технология


продукт бизнес

Анализ различных определений инновации позволяет сделать вывод: специфическое содержание инноваций составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. По Закону РБ «Об основах государственной научно-технической политики», который был принят в 1997 году:

Инновация – это создаваемые, осваиваемые новые или усовершенствованные технологии, виды товаров, продукции и услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товаров, продукции или услуг на рынок.

Новшества разработанные, но не внедренные в практическую деятельность, называются новацией.

Т.о. современные теории инноватики трактуют инновацию как конечный результат инновационной деятельности., реализованный в виде нового или усовершенствованного технологического процесса технологии, товаров, продукции, услуг.

Этот подход закреплен в международных стандартах о технологических инновациях, которые получили название «Руководство ОСЛО». В «Руководстве ОСЛО» отмечается, что существует 2 типа технологических инноваций:

1) продуктовая

2) процессная

Продуктовая инновация охватывает внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Они подразделяются на 2 вида:

· базисная продуктовая

· улучшающая продуктовая

Процессная инновация – освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции.

В современных условиях одним из мотивов создания новшеств становится конкуренция на рынке. Именно она стимулирует предприятия разрабатывать и внедрять новинки либо для удержания своих позиций на рынке, либо для освоения нового сегмента рынка и получения дополнительных конкурентных преимуществ.

Классификация инноваций:

1) по сфере функционального применения:

a. технические

b. экономические

c. социальные

d. организационно-управленческие

e. образовательные

f. банковские

g. торговые (коммерческие) и т.д.

2) по инновационному потенциалу:

a. базисные (кардинальные изменения)

b. модифицирующие

c. псевдо-инновации (незначительные изменения, которые не приводят к серьезным изменениям в качестве товара, технологического процесса и т.д.)

3) по предмету инноваций:

a. продукт

b. процесс

4) по цели создания:

a. стратегические

b. реактивные

5) по характеру удовлетворения потребности:

a. удовлетворяющие существующие потребности

b. формирующие новые запросы

6) по источнику появления:

a. научно-технический прогресс

b. общества

c. потребности организации

7) по масштабу применения:

a. структурная единица (подразделение, отдел, секция)

b. организация, или предприятие

c. отрасль

d. экономика страны

8) по способу разработки:

a. с привлечением внешних разработчиков

b. разработанные в данной организации

9) по новизне:

a. абсолютной новизны

b. относительной новизны

10) по уровню создания и распределения:

a. общегосударственные

b. региональные

c. корпоративные

d. внутрифирменные

11) по инновационному потенциалу (см.выше)

12) по стадиям жизненного цикла организации, технологии или товара:

Объекты инноваций: материалы, продукты, технологии, средства производства, люди, социальная среда, организация и ее подразделения.

______________________________________________________________________________________________

Торговая инновация – это целенаправленное осуществление технических, экономических, социальных, правовых и организационных изменений торговой деятельности и поведение потребителей с целью получения прибыли или другой выгоды.

Т.о. торговая инновация – изменение как результат использования научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса торговли, а также экономических, правовых и социальных отношений в сфере товарного обращения.

Свойства торговой инновации:

1) Новизна – свойство, характеризующее потенциальное отличие инновации от имеющихся.

2) Совместимость – потенциальная возможность использования инноваций при неразрывной взаимосвязи систем производителя и потребителя.

3) Мобильность – отражает функциональную зависимость торговой инновации от времени и пространства, ее локальность и рассредоточенность.

4) Оперативность – связана со значимостью коммуникационной составляющей возможной инновации.

5) Коммерческая реализуемость –потенциальная прибыльность инноваций с учетом возможных рисков.

6) Безопасность – гарантия безопасности людей при использовании торговой инновации.

7) Ценность – потенциальная полезность и конкурентоспособность.

Функции торговой инновации:

· Торговая инновация – канал воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта научно-технологических результатов, способствую интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости.

· Расширение круга производимой и реализуемой продукции и товаров, улучшение их качества, что способствует росту потребности каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей, отражая закон возвышения и дифференциации потребностей.

· Инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии (закон экономии труда)

· Концентрация инновации в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства в соответствии со структурой внешней среды, т.е. выражает закон пропорциональности развития.

_______________________________________________________________________________________________

Функциональный и технологический подход к классификации торговой инновации

2 подхода к классификации.

Торговая инновация в соответствии с технологическим подходом классифицируется по след. признакам

1) по содержанию:

a. торгово-производственная

b. организационно-экономическая

c. социально-политическая

d. государственно-правовая

e. комплексная

2) по новизне:

a. радикальная

b. ординарная

c. модифицирующая

3) по преемственности:

a. на основе высоких технологий

b. на основе технологий среднего уровня

c. на основе технологий низкого уровня

4) по использованию научных знаний:

a. на фундаментальных знаний

b. на прикладных научных знаниях

c. на специализированных научных знаниях

d. на сочетании различных типов знаний

5) по происхождению:

a. экзогенное (внешние факторы)

b. эндогенные (внутренние факторы)

6) по месту в сфере товарного обращения:

a. в оптовой торговле

b. в розничной торговле

c. в общепите

d. выставочно-ярмарочная

e. биржевая

7) по участию потребителя (производителя) в инновации:

a. с участием потребителя (производителя)

b. без участия потребителя (производителя)

8) по области управления:

a. фирменная торговля

b. корпоративная торговля

c. электронная торговля

d. нестационарная торговля

9) по эффективности:

a. экономическая

b. социальная

c. экологическая

d. комплексная

10) по величине эффективности:

a. высокая

b. средняя

c. низкая

d. неэффективная

В соответствии с функциональным подходом (дает возможность дифференцировать торговую инновацию с т.з. тех функций, которые характерны для торговли):

1) по объекту воздействия:

a. товар

b. торговая технология

c. потребитель

d. производитель

e. социальное изменение

f. организационно-экономическое изменение

g. научно-правовое изменение

2) по уровню вносимых изменений:

a. глобальная

b. национальная

c. региональная

d. отраслевая

e. локальная

f. точечная

3) по мотивации:

a. развитие науки и техники

b. потребности производства и реализации

c. потребности рынка (потребителей, рынка труда, информационного и т.д.)

d. интеграция торговой услуги и товара

4) по совместимости с другими системами:

a. открывающая

b. обменяющая

c. замещающая

d. сопряженная

5) по характеру структурных связей:

a. на входе

b. на выходе

c. общей структуры

6) по характеру связи с товаром:

a. эксклюзивная

b. селективная

c. массовая

7) по характеру связи с потребителем:

a. единичная

b. избирательная

c. широкая

8) по характеру эффекта:

a. постоянный эффект

b. переменный

c. разовый

d. обратный

e. необратимый

f. осязаемый

g. неосязаемый

9) по зоне эффекта:

a. обнаружение новых областей применения

b. использование новы принципов функционирования

c. создание новых конструктивных решений

d. расчет оптимизации параметров

Особый класс инноваций, который носит характер социально-экономической инновации.


Тема. Инновационная деятельность в сфере товарного обращения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: