Причина возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состоянием.
Определение и классификация инноваций
Функциональный и технологический подходы к классификации торговых инноваций
Торговая инновация. Сущность, свойства, функции
Определение и классификация инноваций
_____________________________________________________________________________________________
В экономической науке термин инновация как осуществление новых комбинаций ввел Йозеф Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития», которая увидела свет в 1911 году.
Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии числом 5, т.е. выделил 5 случаев:
1) использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства
2) внедрение продукции с новыми свойствами
3) использование нового сырья
4) изменение в организации производства и в его материально-техническом обеспечении
|
|
5) появление новых рынков сбыта.
В 30-е гг. 20 в. начал использоваться термин «инновации».
ТАМО – Technologies-Assortment-Market-Organisation (?)
Т – технологии
А – продукт
М – рынок
О – организационные изменения
NPD – продукт
NBD – бизнес, технология
Треугольник инноваций, или инновационный треугольник
технология
продукт бизнес
Анализ различных определений инновации позволяет сделать вывод: специфическое содержание инноваций составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. По Закону РБ «Об основах государственной научно-технической политики», который был принят в 1997 году:
Инновация – это создаваемые, осваиваемые новые или усовершенствованные технологии, виды товаров, продукции и услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товаров, продукции или услуг на рынок.
Новшества разработанные, но не внедренные в практическую деятельность, называются новацией.
Т.о. современные теории инноватики трактуют инновацию как конечный результат инновационной деятельности., реализованный в виде нового или усовершенствованного технологического процесса технологии, товаров, продукции, услуг.
Этот подход закреплен в международных стандартах о технологических инновациях, которые получили название «Руководство ОСЛО». В «Руководстве ОСЛО» отмечается, что существует 2 типа технологических инноваций:
1) продуктовая
2) процессная
|
|
Продуктовая инновация охватывает внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Они подразделяются на 2 вида:
· базисная продуктовая
· улучшающая продуктовая
Процессная инновация – освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции.
В современных условиях одним из мотивов создания новшеств становится конкуренция на рынке. Именно она стимулирует предприятия разрабатывать и внедрять новинки либо для удержания своих позиций на рынке, либо для освоения нового сегмента рынка и получения дополнительных конкурентных преимуществ.
Классификация инноваций:
1) по сфере функционального применения:
a. технические
b. экономические
c. социальные
d. организационно-управленческие
e. образовательные
f. банковские
g. торговые (коммерческие) и т.д.
2) по инновационному потенциалу:
a. базисные (кардинальные изменения)
b. модифицирующие
c. псевдо-инновации (незначительные изменения, которые не приводят к серьезным изменениям в качестве товара, технологического процесса и т.д.)
3) по предмету инноваций:
a. продукт
b. процесс
4) по цели создания:
a. стратегические
b. реактивные
5) по характеру удовлетворения потребности:
a. удовлетворяющие существующие потребности
b. формирующие новые запросы
6) по источнику появления:
a. научно-технический прогресс
b. общества
c. потребности организации
7) по масштабу применения:
a. структурная единица (подразделение, отдел, секция)
b. организация, или предприятие
c. отрасль
d. экономика страны
8) по способу разработки:
a. с привлечением внешних разработчиков
b. разработанные в данной организации
9) по новизне:
a. абсолютной новизны
b. относительной новизны
10) по уровню создания и распределения:
a. общегосударственные
b. региональные
c. корпоративные
d. внутрифирменные
11) по инновационному потенциалу (см.выше)
12) по стадиям жизненного цикла организации, технологии или товара:
Объекты инноваций: материалы, продукты, технологии, средства производства, люди, социальная среда, организация и ее подразделения.
______________________________________________________________________________________________
Торговая инновация – это целенаправленное осуществление технических, экономических, социальных, правовых и организационных изменений торговой деятельности и поведение потребителей с целью получения прибыли или другой выгоды.
Т.о. торговая инновация – изменение как результат использования научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса торговли, а также экономических, правовых и социальных отношений в сфере товарного обращения.
Свойства торговой инновации:
1) Новизна – свойство, характеризующее потенциальное отличие инновации от имеющихся.
2) Совместимость – потенциальная возможность использования инноваций при неразрывной взаимосвязи систем производителя и потребителя.
3) Мобильность – отражает функциональную зависимость торговой инновации от времени и пространства, ее локальность и рассредоточенность.
4) Оперативность – связана со значимостью коммуникационной составляющей возможной инновации.
5) Коммерческая реализуемость –потенциальная прибыльность инноваций с учетом возможных рисков.
6) Безопасность – гарантия безопасности людей при использовании торговой инновации.
7) Ценность – потенциальная полезность и конкурентоспособность.
Функции торговой инновации:
· Торговая инновация – канал воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта научно-технологических результатов, способствую интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости.
· Расширение круга производимой и реализуемой продукции и товаров, улучшение их качества, что способствует росту потребности каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей, отражая закон возвышения и дифференциации потребностей.
|
|
· Инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии (закон экономии труда)
· Концентрация инновации в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства в соответствии со структурой внешней среды, т.е. выражает закон пропорциональности развития.
_______________________________________________________________________________________________
Функциональный и технологический подход к классификации торговой инновации
2 подхода к классификации.
Торговая инновация в соответствии с технологическим подходом классифицируется по след. признакам
1) по содержанию:
a. торгово-производственная
b. организационно-экономическая
c. социально-политическая
d. государственно-правовая
e. комплексная
2) по новизне:
a. радикальная
b. ординарная
c. модифицирующая
3) по преемственности:
a. на основе высоких технологий
b. на основе технологий среднего уровня
c. на основе технологий низкого уровня
4) по использованию научных знаний:
a. на фундаментальных знаний
b. на прикладных научных знаниях
c. на специализированных научных знаниях
d. на сочетании различных типов знаний
5) по происхождению:
a. экзогенное (внешние факторы)
b. эндогенные (внутренние факторы)
6) по месту в сфере товарного обращения:
a. в оптовой торговле
b. в розничной торговле
c. в общепите
d. выставочно-ярмарочная
e. биржевая
7) по участию потребителя (производителя) в инновации:
a. с участием потребителя (производителя)
b. без участия потребителя (производителя)
8) по области управления:
a. фирменная торговля
b. корпоративная торговля
c. электронная торговля
d. нестационарная торговля
9) по эффективности:
a. экономическая
b. социальная
c. экологическая
d. комплексная
10) по величине эффективности:
a. высокая
b. средняя
c. низкая
d. неэффективная
В соответствии с функциональным подходом (дает возможность дифференцировать торговую инновацию с т.з. тех функций, которые характерны для торговли):
|
|
1) по объекту воздействия:
a. товар
b. торговая технология
c. потребитель
d. производитель
e. социальное изменение
f. организационно-экономическое изменение
g. научно-правовое изменение
2) по уровню вносимых изменений:
a. глобальная
b. национальная
c. региональная
d. отраслевая
e. локальная
f. точечная
3) по мотивации:
a. развитие науки и техники
b. потребности производства и реализации
c. потребности рынка (потребителей, рынка труда, информационного и т.д.)
d. интеграция торговой услуги и товара
4) по совместимости с другими системами:
a. открывающая
b. обменяющая
c. замещающая
d. сопряженная
5) по характеру структурных связей:
a. на входе
b. на выходе
c. общей структуры
6) по характеру связи с товаром:
a. эксклюзивная
b. селективная
c. массовая
7) по характеру связи с потребителем:
a. единичная
b. избирательная
c. широкая
8) по характеру эффекта:
a. постоянный эффект
b. переменный
c. разовый
d. обратный
e. необратимый
f. осязаемый
g. неосязаемый
9) по зоне эффекта:
a. обнаружение новых областей применения
b. использование новы принципов функционирования
c. создание новых конструктивных решений
d. расчет оптимизации параметров
Особый класс инноваций, который носит характер социально-экономической инновации.
Тема. Инновационная деятельность в сфере товарного обращения